Танго в честь Пахомовой
В Иркутск приехал "Цирк на льду" В выходные дни прошли первые представления. Кто-то уже посмотрел шоу-программу "Ледовая рапсодия", а кому-то еще предстоит встреча с прекрасным.
!I1! За кулисами цирка наш корреспондент отыскала директора и режиссера
программы, заслуженного деятеля искусств России Ларису
Чумаченко и расспросила ее о том, что для зрителей остается
в тени.
В Сибирь!
— Мы здесь не были никогда. С каким удовольствием,
с какой радостью ехали в Сибирь! Много лет стремились
попасть сюда, но не получалось: гастрольный график
составляет Москва. Почти четверо суток ехали на поезде.
Увидели глубинку, то «самое» русское, совсем другую сторону
жизни. Когда из окон поезда увидели тайгу, кто-то воскликнул:
«Господи, какая же Россия громадная! Сюда ведь все
россияне спрятаться могут, если что…» Красота необыкновенная!
Иркутск мы еще, правда, толком не посмотрели — все работаем.
Впереди и встреча с Байкалом.
Программа
— Я 14 лет работаю со льдом. Уже сделала несколько
программ. Многое изменилось за эти годы. Я набирала
молодых людей в государственный цирк на льду. Сегодня
коллектив уже не тот. Часть артистов осталась жить за
границей. Это ценный «материал», и его, естественно, переманивают
за рубеж. Ведь красота необыкновенная, и обучены наши
ребята всему: помимо навыков фигуристов они владеют
трюками цирковых артистов. Мы много работаем — по 15-16
часов в сутки…
— По всему городу — афиши: «Кремлевский цирк» в Иркутске»…
— Почему «кремлевский»? Это наш брэнд. Потому что Москва,
столица нашей Руси, прежде всего ассоциируется с Кремлем, с Красной
площадью.
— Три года назад на гастролях в Иркутске был «Цирк
на льду». Поэтому многие зрители говорят: «Мы уже видели
эту программу»…
— Ничего подобного. Мы у вас впервые. То был совершенно
другой коллектив. Кстати, он создавался гораздо позже нашего,
и там работают многие мои ученики. Вы должны знать,
что мы — первое «издание». Например, только у нас есть
коньки-«ходулики». Мы изобрели айсборд. Это скейтборд на четырех лезвиях.
В мире нет ничего подобного. У нас только нет белых
медведей, как в той программе. Но думаю, что
в следующем сезоне в нашей программе будут уже экзотические
животные. Сейчас мы готовим новый тематический спектакль «Три цвета жизни»
(«Импрессио»). Некоторые номера из него увидят иркутские зрители,
начнем выпускать их здесь.
Зрители
!I2! — Мы приехали к вам из Ижевска. Там открылся новый
— замечательный! — цирк, и нас пригласили отработать…
По сравнению с Ижевском в Иркутске наша программа «звучит»
лучше. У вас зритель теплее, реагирует на самые мелкие
детали. Город городу рознь. В иных аплодируют только
в конце номера. Где-то публика аморфная, уставшая от
наших жизненных проблем. Иркутяне откликаются на каждый
трюк. Удивительная, потрясающая публика!
В России мы отработали со своей программой городах в
пятидесяти. Были в Германии, Новой Зеландии, Италии,
Шотландии, Венгрии, пять раз во Франции… Всюду нас принимают очень хорошо!
Разницы в зрителях за рубежом и в России почти нет.
Программа нравится всем, даже малышам. Не секрет, что
встречаются программы, когда маленькие детки скучают.
Я старалась сделать так, чтобы всем было интересно.
Тут и номера с куклами, и фокусы, и танго «Кумпарсита»
— в честь Людочки Пахомовой, потому что я с ней работала
полтора года (как хореограф). Потом, к сожалению, она
заболела…
Лед
— По образованию я хореограф. Уже позже окончила Высшие
режиссерские курсы. Для подработки однажды пришла в
фигурное катание. После работы с Людочкой Пахомовой
я убежала от фигуристов. Для хореографа, который привык
к сцене, лед — это очень сложное дело. Совершенно
другое движение — скольжение, сумасшедшая динамика…
А потом я попала в цирк. Это было 30 лет назад. Была хореографом
и режиссером. Сделала спектакль в частном коллективе.
Его собрал один из бывших цирковых артистов, работавших на льду.
Вы знаете о том, что цирк на льду — это изобретение
наше, русское? Это наш бриллиант, наше достояние, гордость.
Во всем мире нет цирков на льду. Только у нас.
В 1964 году появилась первая программа. «Цирк на льду»
придумал режиссер Арнольд Григорьевич Арнольд. Сначала это
выглядело как балет на льду (он тогда уже существовал),
постепенно стали создаваться номера с цирковыми трюками. Скажем,
велосипеды и моноциклы есть и в традиционных программах
на ковре. У нас все колеса — шипованные. Наши воздушные
гимнасты держат на ногах по три килограмма груза (ботинки
и лезвития). Это довольно тяжело. Все на коньках. Даже медведи…
В 1972 году появился второй цирк на льду. А потом все
развалилось. Не было режиссеров, которые могли бы создавать
ледовые программы. Новая «волна», более современная,
появилась спустя несколько лет.
— Наверняка в каждом городе вас расспрашивают про
лед?
— Да (Смеется). Это не искусственный лед. Натуральный.
Система «работает» как холодильник. Внизу плотненько разложены
полиэтиленовые трубки, по ним течет тосол. Сверху заливается
вода, охлаждаемая тосолом. Постепенно она замерзает, и получается тот лед,
который вы видите. Сейчас мы имеем примерно два сантиметра
льда. Работают машины. В них — фреон. В общем, все
как в бытовых холодильниках.