Сезон повышенного спроса
На автозаправках области подорожал бензин Вчера иркутские АЗС подняли цены на бензин в среднем на 50 копеек за литр. Автомобильное топливо начало дорожать в рознице еще в воскресенье. К полудню понедельника эту тенденцию поддержали все заправщики.
Свою ценовую политику заправщики связывают с действиями контролирующей рынок
оптовых продаж нефтепродуктов в Иркутской области НК «ЮКОС», которая 10 июня в
среднем на 300 рублей за тонну увеличила цену на бензин. На долю ЮКОСа приходится
около 65% оптового и более четверти розничного рынка автомобильного топлива
Иркутской области. Это обстоятельство и определило ключевую роль компании в
структуре продаж бензинов в регионе.
С апреля ЮКОС в четвертый раз увеличил оптовые цены на бензин. Напомним, что тонна
Аи-98 подорожала на 3,9%, до 16 тыс. рублей, Аи-95 — на 4,1%, до 15 тыс. рублей, Аи-92
на 7,2%, до 14 тыс. рублей, Аи-80 — на 5,4, до 11,6 тыс. рублей. При этом руководство
компании приняло решение оставить без изменений стоимость бензина в рознице на
собственных заправках.
Розница на действия оптовика отреагировала не сразу. «У нас были запасы, поэтому мы
торговали по старым ценам», — пояснили в одной из компаний. В минувшее воскресенье
цены на бензин в компаниях «Пул-Ойл», «Омни» выросли в среднем на 30-80 копеек за
литр. Аи-98 подорожал до 16 рублей, Аи-95 — до 15,4 рубля, Аи-92 — до 14,4 рубля и Аи-
80 — до 12 рублей. К полудню понедельника вслед за альтернативными заправщиками
цену на ГСМ подняли на АЗС, входящих в контролируемое ЮКОСом ОАО
«Иркутснефтепродукт». Цена на Аи-98 выросла на 30 копеек, до 15,5 рубля за литр, Аи-
95 — на 10 копеек, до 15 рублей, Аи-92 — на 10 копеек, до 14 рублей, Аи-80 — на 20 копеек,
до 11,8 руб.
Хотя хозяева автозаправок и не комментируют ситуацию, очевидно, что розница не
собирается сокращать маржу, получаемую в результате перепродажи нефтепродуктов. В
свою очередь, глава Иркутского филиала ТД «ЮКОС-М» Петр Петрончак сообщил, что
повышение оптовых цен связано со сложившейся ситуацией на рынке. «Сдерживание
оптовых цен могло привести к вымыванию нефтепродуктов из региона», — пояснил он.
К тому же оптовые цены других поставщиков выросли несколько раньше, чем у ЮКОСа.
Несмотря на рост оптовых цен, спрос на нефтепродукты в регионе не уменьшается,
рассказал Петр Петрончак. Он сохраняется на уровне 98 тыс. тонн в месяц. Притом
на территории Иркутской области торгуют оптом еще не менее двух десятков
поставщиков бензинов из Уфы, Омска, Сургута.
Петр Петрончак в числе причин роста цен на бензины назвал сезонный спрос, который с
наступлением апреля и до октября традиционно увеличивается. Он напомнил, что
зимой, как правило, стоимость горючего снижается. Однако П.
Петрончак также отметил, что парк
современных автомобилей растет настолько быстро, что российские НПЗ уже не
успевают
вводить мощности по производству высокооктановых бензинов. Он не исключает, что
сезонные колебания могут быть сведены к минимуму.
В московском офисе ЗАО «ЮКОС-РМ» сообщили, что, кроме традиционного сезонного
роста спроса на автомобильное топливо, есть и другая составляющая, объясняющая
ситуацию на рынке нефтепродуктов. Это рост цен на нефть. Так называемая
внутрироссийская цена на нефть выросла с начала года с
2,5 до 5 рублей. «Состояние рынка
нефтепродуктов зависит в том числе от высокой цены на нефть», — подчеркнул вице-
президент ЮКОС-РМ Александр Бурмистров.
По этой причине, по его словам, на Украине цены на бензин выросли в 2 раза. Вице-
президент ЮКОС-РМ считает, что в России ситуация, связанная с ценами на
нефтепродукты, хотя и близка к критической, но «до Украины нам еще далеко». В целом в
ЮКОСе прогнозируют серьезный рост цен на оптовом рынке бензинов. Рынок готов к
повышению на 1300 рублей за тонну горючего, считают маркетологи компании.
Между тем следует отметить существенную деталь. Эксперты утверждают, что оптовые
цены на топливо за вычетом изменившихся за последние три года налогов сейчас близки
к уровню января 2001 года. Это подтверждает Петр Петрончак. Он сообщил, что
нефтепродукты не подорожали существенно, серьезно вырос акциз, который, к примеру, в
2000 году составлял 585 рублей с тонны Аи-92, а сегодня эта марка бензина облагается
налогом 3360 рублей. При этом услуги естественных монополий дорожают ежегодно.
Так, к примеру, в прошлом году затраты входящей в НК Ангарской нефтехимической
компании только на энергоресурсы выросли на четверть.