Белые пятна "автогражданки"
Участники состоявшегося "круглого стола" "Предварительные итоги реализации закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ОСАГО) констатировали, что, собственно, говорить-то и не о чем. Нет не то что итогов, но даже тенденции пока толком не проявились. Однако результат, как оказалось, все же есть. Один из авторов действующего закона об ОСАГО депутат Владимир Тарачев признал, что при подготовке этого закона были допущены серьезные недоработки и от 10% до 15% его статей надо кардинально менять.
«Мы признаем, что несознательно допустили некоторые белые пятна в законе», — покаялся
Тарачев. Перед этим он даже снял депутатский значок, объяснив свой поступок
нежеланием излишне политизировать обсуждение закона об ОСАГО. «Я профессор,
эксперт и предлагаю приступить к конструктивной дискуссии», — заявил депутат.
Выступавший затем президент ООО «Общество защиты прав водителей» Игорь Юдин был буквально освистан
представителями страховых компаний, когда заявил, что большая часть автовладельцев
недовольна действующим законом. Страховщики даже представили данные опроса
общественного мнения, который проводился независимым исследовательским центром
«Ромир-мониторинг». Там констатировалось, что подавляющее большинство
респондентов (59%) не только поддерживает действующий порядок ОСАГО, но даже
требует повышения страховых тарифов (39%), дабы «дисциплинировать водителей и
увеличить компенсации по жизни и здоровью».
Юдин вспомнил и проводившуюся недавно акцию протеста автомобилистов, когда
каждый несогласный с действующим порядком ОСАГО привязывал к машине белую
ленточку. По его словам, это наиболее наглядный показатель массового протеста
автовладельцев. «Таких было меньшинство, мы даже не видели на улицах подобных
машин!» — выкрикивали из зала представители страховых компаний. Эти заявления
вызвали целую бурю негодования среди собравшихся. Нашлись даже те, кто лично
принимал участие в акции протеста.
Депутат Тарачев отметил, что «автогражданка» может «умереть» и без посторонней помощи.
Если до 1 июля не будет введена в действие информационная система по ОСАГО, то уже
в следующем месяце практически любой договор автогражданского страхования можно
будет обжаловать в суде, так как страховщики не смогут законно использовать систему
«бонус-малус» (повышающие и понижающие коэффициенты, назначение которых зависит
от аварийности). Напомним, что за безаварийную езду в течение предшествующего срока
страхования автовладельцы должны будут получать скидку 5% от первоначальной
стоимости полиса. Зато виновники одной аварии заплатят за полис на 55% больше, а двух
и более аварий — на 145%.
Однако без информационной системы каждый автовладелец
сможет обжаловать практически любые действия страховщиков при перезаключении
договора. Если хозяин автомобиля был участником ДТП и на него страховая компания
хочет наложить санкции в виде повышенной ставки страхования, он с легкостью может
обжаловать это в суде. И наоборот, если не была предоставлена скидка, суд, безусловно,
встанет на сторону автовладельца, так как практически любые действия или бездействие
страховщиков при заключении нового договора будут незаконными.
Но наибольшее возмущение, даже у депутатов, которые одобрили закон об ОСАГО,
вызывают незапланированно высокие прибыли страховщиков, участвующих в
автостраховании. «Если изначально тарифы на «автогражданку» рассчитывались, исходя из
базовой 5% прибыли страховщиков, то по факту она оказалась в десять раз больше»,
— говорит Тарачев. В настоящее время только 10% страховых премий направляется на
возмещение ущерба. К концу этого года этот показатель может увеличится до 50%. Но
даже такой уровень рентабельности ОСАГО — это неприемлемо. Надо немедленно снижать
базовые тарифы и вводить льготы для различных категорий водителей.
Все эти проблемы депутаты планируют обсудить на слушаниях в Госдуме 15 июля, где,
как говорит Тарачев, парламентарии потребуют от правительства незамедлительных
действий, чтобы умерить аппетиты страховщиков, которые до сих пор жалуются на
нерентабельность этого бизнеса и предрекают возможное банкротство страховых
компаний в случае, если тарифы не будут повышены. Тарачев сообщил, что у него есть
информация о возможности внесения правительством серьезных поправок в закон об
ОСАГО как раз после парламентских слушаний.