издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Голосование по списку

  • Автор: Юрий БАГАЕВ, "Восточно-Сибирская правда"

Реформами сегодня никого не удивишь. Российское
правительство решительно взялось за совершенствование
собственной структуры и уверяет, что это принесет пользу всей
стране. В области экономики все ощутимее стремление власти
к более справедливому распределению доходов от
использования природных богатств в интересах всего общества.
В банковской системе грядут перемены, которые призваны
обеспечить защиту вкладов граждан твердыми гарантиями
государства. Нижняя палата замахнулась на квартирный
вопрос и обсуждает систему мер, призванных облегчить
россиянам жилищную проблему.

Не осталась в стороне от всеобщего реформаторского
задора и Центральная избирательная комиссия. А поскольку
сфера ее деятельности связана с существующей системой
формирования высших органов представительной власти,
комиссия решила направить свою энергию именно в этом
направлении.

Суть предложений ЦИК сводится к замене мажоритарной
системы выборов в Государственную Думу на
представительную. Это означает, что выборы депутатов будут
проходить только по партийным спискам, а одномандатные
округа существовать перестанут. В соответствии с этим
замыслом избиратели, привыкшие голосовать за «своего»
депутата, теперь будут выбирать партию, которая вызовет у них
наибольшую симпатию. В партийный список будут включены
как региональные лидеры, так и партийцы федерального
уровня.

По замыслу авторов реформы, среди которых председатель
ЦИК Александр Вешняков, избранные таким образом депутаты
меньше будут лоббировать собственные интересы, их
законотворческая деятельность будет находиться под контролем
товарищей по партии, а ответственность за надлежащее
исполнение депутатского долга только увеличится. Чтобы
компенсировать издержки от неизбежного в этом случае
ущемления территориальных интересов избирателей,
реформаторы предлагают увеличить удельный вес
региональных лидеров в партийных списках до двух третей.

В то же время предлагается изменить и порядок формирования
Совета Федерации. Сегодня, чтобы стать сенатором,
достаточно получить «назначение» от администрации региона
и органа законодательной власти. Реформа же предполагает
дополнить этот процесс прямыми выборами, в ходе которых
власть будет выдвигать кандидатуры, а избиратели — голосовать
«за» или «против». При этом выборы в Государственную Думу
и Совет Федерации будут синхронизированы по времени. Тем
самым верхняя палата станет легитимным представительным
органом власти, избранным народом, и в известной
степени будет компенсировать регионам потери, неизбежно связанные
с партийным характером представительства в Государственной
Думе.

А в том, что такие потери станут реальностью, убедиться
несложно, присмотревшись к современному состоянию
партийного строительства в регионах. Предлагаемая реформа
избирательной системы коренным образом меняет требования,
которым должна соответствовать политическая организация. Из
дискуссионного клуба она должна превратиться в
«избирательную машину», нацеленную на поиск и привлечение
в свои ряды наиболее самостоятельных, компетентных и
ответственных граждан. Партия должна имеет разветвленную
сеть местных отделений, работоспособные исполнительные
органы, а также достаточные средства на проведение этой
работы.

По большому счету в нашей области только одна партия
отвечает этим требованиям. «Единая Россия» доминирует на
политическом поле, объединяя наибольшее количество членов и
располагая структурой, способной решать политические задачи.
Остальные партии или растеряли свое влияние после поражения
на выборах депутатов Государственной Думы, или не имеют
внятной идейной платформы, которая позволила бы объединить
серьезное количество политически активных граждан. Тому
свидетельство — выборы в Иркутскую городскую Думу. В ходе
завершающейся летней кампании избиратели областного центра
не увидели со стороны соперников единороссов каких-либо
внятных действий, позволяющих говорить о их
заинтересованном участии в формировании органа
представительной власти. Найдут ли они силы, чтобы в
ближайшее время измениться и усилить свой общественный
вес, большой вопрос.

В этой ситуации реформа избирательной системы, за
исключением новых принципов комплектования верхней
палаты, представляется преждевременной. Отказ от
мажоритарного принципа может привести к снижению качества
депутатского корпуса, куда попадет много случайных,
неподготовленных людей. Это, конечно, не означает, что на
замыслах руководителей ЦИК можно ставить крест. Но сначала
надо сформировать устойчивую
многопартийную систему, которая и послужит гарантией
того, что последующая вслед за этим реформа принесет пользу.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры