Новые фавориты экспорта
В Приангарье немало предприятий, чья деятельность ориентирована на экспорт. Главным образом на зарубежного потребителя работают лесопромышленный комплекс и цветная металлургия, отгружаются за границу многие виды продукции нефтехимии и машиностроения.
В отличие от предприятий, выпускающих продукцию производственно-
технического назначения, у производителей потребительских товаров — четкая
ориентация на внутренний рынок. В
минувшем году на собственную территорию поставлено товаров на 8,2 млрд.
рублей, а за пределы области — в 4,6 раза меньше, общей стоимостью 1,8 миллиарда.
Преобладающая часть товаров, пересекающих границы области, попадает в другие
регионы России, и лишь 3% вывоза приходится на экспорт, причем исключительно
за пределы СНГ (часто — в Монголию). Заметим, кстати, что 5 лет назад
экспортировалось больше товаров — 11% вывоза.
С тех пор случились и другие перемены. К примеру, бывший «хит» экспорта —
алкоголь уступил первое место маргариновой продукции, обеспечившей три
четверти товарного экспорта Приангарья. Следующие ступени на этом
импровизированном пьедестале со значительным отрывом занимают масло
растительное (11% экспорта) и кондитерские изделия (8%). Поставка за рубеж водки
и ликероводочных изделий многократно сократилась, а пива и безградусных
напитков (минеральной воды и других безалкогольных) —
и вовсе прекратилась.
Впрочем, все, кроме водки, вывозилось за границу весьма скромными партиями.
На смену товарам, сошедшим с экспортной «дистанции», пришли другие. В их
числе, кроме упоминавшейся масложировой продукции, цельномолочная и рыбная
продукция, консервы рыбные и плодово-ягодные, но пока в незначительном
количестве.
Поставки российским потребителям — масштабней заграничных, да и список
товаров солидней. За год отечественным потребителям за пределы области
отгружено 527 тонн мяса и птицы, 2805 тонн колбасных изделий и копченостей,
6154 тонны муки, а также коньяк, вино виноградное и шампанское, 21447 тонн
синтетических моющих средств, верхняя одежда на сумму 11,7 млн. рублей, другие
товары, включая всю экспортную группу. В числе товаров, выпускаемых в избытке,
сверх областной потребности, — картофель и яйца куриные. А посуды фарфоро-
фаянсовой вывезли в 4,5 раза больше, чем оставили для местных покупателей. Но
самый «избыточный» товар — поваренная соль, ее вывоз в 7,7 раза превышает
потребление на своей территории.
Имеются и товары, не только изготовленные, но и потребленные
исключительно собственными силами. К ним относится кое-что из продуктов (сыр и
масло сливочное, макаронные изделия, овощные и томатные консервы) и
непродовольственных товаров (мыло хозяйственное, головные уборы, меха и
меховые изделия, чулочно-носочные изделия, обувь кожаная). А производителям
товаров, перешедших в разряд «невыездных» (минеральная вода и пиво), при
дальнейшем росте производства придется вновь завоевывать и расширять рынки
сбыта своей продукции.