Быстрее, лучше, дешевле
Такова суть городских программ по решению жилищной проблемы в Иркутске на ближайшие шесть лет Метаморфозы перестроечных реформ особенно зримо проявляются в решении одной из самых острых социальных проблем - жилищной. Это подтверждается темпами ввода строительной продукции - квартир. По сравнению с концом 80-х годов эти темпы сократились более чем в два раза. Цена же ежегодно поднимается на 10-30%. Копить на квартиру сегодня -- никакой зарплаты не хватит. К тому же возводится главным образом элитное, недоступное среднему классу жилье. Картина, прямо скажем, удручающая, особенно если учесть, что очередь на жилье растет с каждым годом. А есть еще бесквартирные ветераны Великой Отечественной, чернобыльцы, молодые семьи, другие категории льготников, годами ожидающие квартир. На что и на кого рассчитывать им? С этих вопросов мы и начали беседу с мэром Иркутска Владимиром ЯКУБОВСКИМ.
— Владимир Викторович, почему так
случилось, что один из самых мощных в бывшем Союзе
стройкомплексов сегодня не способен обеспечить город,
его жителей квартирами?
— Жилищная — одна из актуальнейших проблем не только
в Иркутске, но и в целом по стране. За годы перестройки и
реформ разрушилась мощная структура строительного
комплекса, устарела материальная база, разбежались
кадры. Чтобы как-то остаться на плаву,
многие подрядные фирмы не идут на увеличение объемов
работ за счет снижения цены.
Им выгодно, чтобы цены на квартиры
оставались высокими. Строителям в удовольствие, когда
многоэтажки раскупаются заранее, еще в момент закладки
фундамента. Положив деньги в карман, они не переживают
ни за сроки, ни за качество своей продукции.
Такое жилье на строительном рынке пользовалось спросом
у людей состоятельных, имеющих приличный капитал.
Однако сегодня богатая прослойка насытилась
квартирами, спрос на элитное жилье заметно падает, и у
строительных фирм стали возникать сложности с объемами.
— Почему бы не воспользоваться этой ситуацией и не
развернуть подрядчиков в сторону увеличения объемов
строительства муниципального, так называемого
социального жилья, доступного для средних слоев
населения?
— Мы этим и занимаемся. Концептуально определяем
подходы по финансированию. Провели социологическое
исследование с различными категориями населения, чтобы
выяснить, кто готов купить жилье, какой набор квартир
и какая цена приемлема для потребителя.
Из полученной информации следует, что около 30%
опрошенных готовы покупать жилье стоимостью
10-12 тыс.руб за 1 кв.м. В основном их интересуют
1-2-комнатные квартиры площадью от 30 до 50 кв.м. В
связи с этим нами разработана программа строительства.
Она состоит из двух этапов: первый — с нынешнего по
2006 год, и второй — по 2010 г. Первый обеспечен двумя
строительным площадками: Ново-Ленинской (со стоимостью
1кв.м в пределах 14 тыс.руб) и в районе ул.Поленова
(16 тыс.руб). Планировка закладывалась с учетом
проведенного исследования, то есть 1-2-комнатные
квартиры.
На Ново-Ленинской площадке ведет работы победивший в
тендерных торгах коллектив Ангарского управления
строительства. Там уже нынче будут вводится первые
блок-секции. Что касается площадки на Поленова, то ее
предполагается застраивать домами с монолитным
каркасом. Есть еще одно направление, которым мы
основательно занимаемся. Это серия 1-120. Она
внедряется на экспериментальных домах по ул.
Старокузьмихинской, что в Академгородке. В июне-июле
она пройдет испытания на сейсмичность, и в скором времени
осуществим заселение первых блок-секций.
— Вы говорили о двух этапах решения жилищной
проблемы. Что представляет собой второй этап?
— Эта программа рассчитана до 2010 года и
предусматривает комплексное размещение жилых массивов
в микрорайонах старой застройки с учетом сноса. Не
отдельными выборочными «пятаками», как практиковалось
до этого, а комплексно, с заранее решенным инженерным
обеспечением. Сюда входит часть м/р Паркового и район
телецентра, которые с пуском нового моста через Ангару
станут весьма и весьма перспективными. Подрабатываем и
другие территории, также с учетом сноса. При этом
мы будем иметь конкурсные площадки со всеми решениями
по сетям.
Подобная застройка дала положительный результат в
районе ул.Депутатской и Станиславского, где работы
ведет «Иркутсклесстрой».
— 14-16 тысяч рублей за 1 кв.м для среднего класса
тоже деньги немалые. Не каждый так сразу нужную сумму
найдет…
— Поэтому принята городская программа по
долгосрочному кредитованию строительства жилья
физическим лицам. Хочешь квартиру — обращайся в УКС
города, определяйся с местом, площадью квартиры,
сроками, заключай договор. Оттуда — в Сбербанк,
оформляй кредит на 10-15 лет. При этом администрация
берет на себя 50% кредитной ставки. У нас на сегодня
уже более 50 человек заключили подобные договоры со
Сбербанком и будут строить то, что выбрали для себя.
Второе направление, которое мы сегодня отрабатываем, —
облигационный заем. В чем его сущность? Есть какой-то
конкретный дом (скажем, строящийся на той же
ул.Поленова), есть цена 1 кв.м в нем. Зная, что эта
площадка будет застраиваться в течение трех лет, вы
можете опосредованно приобрести в нем (купив акции),
скажем, 15 кв.м. На следующий год покупаете еще
столько же (цена каждого года фиксирована и изменению
не подлежит). Таким образом, через три года у вас
появляется собственная квартира. Не желаете квартиру —
можете продать свои акции. То есть вы ничего не
теряете, а, наоборот, приобретаете, избегая инфляционных
потрясений.
На сегодня отработан нормативный пакет документов с
ценными бумагами, остается совместить его с имеющимися
площадками. Думаю, до конца года задействуем и это
направление. Кстати, по такому же сценарию пошел
Екатеринбург, и дела там обстоят неплохо.
— Владимир Викторович, молодым семьям и это не по
карману. А почему бы администрации не заняться
строительством своего муниципального жилья и не
сдавать его в аренду нуждающимся?
— Слишком это накладно для города. Перед нами стоит
другая задача — строительство общежитий для закрепления
кадров в бюджетной сфере. Первое такое общежитие для
молодых специалистов уже возводится по ул.Гоголя
(возле 80-й школы). Это дом коммунального типа, с
благоустроенными комнатами.
Проектируем и в следующем году заложим дом для
молодых семей работников бюджетной сферы. Он будет
иметь статус общежития, которое не подлежит
приватизации. И еще. В долгосрочной программе до 2010
года предусмотрено создание специальной рабочей группы
по строительству жилья для молодых семей, которую
возглавляет Нина Алаева. В нее входят представители подразделений
архитектуры, капстроительства, молодежных организаций.
Этой группой рассматриваются дополнительные подходы и
принципы приобретения молодыми семьями долгожданной
квартиры. Не исключается и создание молодежных
жилищно-строительных кооперативов (МЖК).
— Среди причин падения объемов и роста себестоимости
строительства подрядчики называют не только износ
оборудования, утрату мощностей и дефицит материалов,
но и отсутствие площадок, длительные оформительские
процедуры по отводу участков. Что предпринимается в
этом направлении?
— Проблема в большом количестве технических условий,
большом круге согласующих организаций, многие из
которых неподведомственны городской власти. И каждая
из этих организаций, как правило, выставляет свои, часто
необоснованные, условия.
Для того чтобы искоренить эту порочную практику, когда
различные ведомства начинают паразитировать на отводе
наших площадок, мы разработали положение по так
называемому «единому окну». Оно одобрено всеми
контролирущими организациями, определен порядок
согласования площадок. Теперь предприятие, организация
не станет бегать с заявкой по многочисленным
организациям, а подает ее в одно «окно», где
опосредованно и проходят все согласования. Для этого
раз или два в неделю в комитете по городскому
обустройству будет заседать технический совет
с участием всех инспектирующих организаций. Они эти
заявки рассматривают и дают свои предложения по
техническим условиям, не ведая, для кого это
предназначено, что исключает даже мысль о
коррупции. Полагаю, что при такой процедуре сроки
согласований сократятся минимум в три раза.
Все документы по системе «единого окна» подписаны, и
с этого месяца оно будет задействовано.
— Владимир Викторович,
приостановит ли рост цен на жилье реализация обозначенных
вами программ? Чего
ждать от них горожанам?
— На рынок нужно влиять его же инструментом — ценами.
Значит, основной заботой в деятельности администрации и
подрядчиков должно быть снижение стоимости
строительства, что достигается лишь изобилием квартир.
Значит, нужно, чтобы предложений и спроса было больше.
А чтобы больше строить, надо, чтобы на площадках
появилось больше «игроков». Вот на это и нацелены наши
программы. Если в настоящее время мы строим в
пределах 100 тыс.кв.м (в том числе 5-7 тыс.кв.м
муниципального жилья), то уже нынче ввод составит в пределах
120-130 тыс. кв.м (10-13 тыс. кв. м муниципального), а в 2005 году —
соответственно 150 и 30 тыс. кв. м. Многолетняя
практика показывает, что при подобных объемах цены на
жилье падают.
— А почему нельзя было выйти с
этими программами раньше, не дожидаясь, пока в адрес
городских властей обрушится град критики?
— Для этого требовалось выработать долговременную
стратегию, включающую систему целей и приоритетов
структурной, инвестиционной и научно-технической
политики. Для этого требовалось подобрать площадки и
разработать проектно-сметную документацию. Всем этим
мы и занимались на протяжении трех последних лет.
Теперь начали воплощать программу в жизнь.
В заключение хотелось бы отметить, что решение столь
важной и сложной проблемы зависит не только от
отдельных лиц или учреждений, а от целого комплекса
экономических и социальных возможностей. Они, а также
потенциал стройиндустрии определяют темпы реализации
наших программ.