издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Проблемная сессия

39-я сессия Законодательного собрания Иркутской области вполне могла оказаться последней для этого созыва депутатов, если только не возникнут важные вопросы, всенепременно требующие решения депутатского корпуса. Но: она оказалась практически сорванной.

В первый день, 23 июня, на сессии присутствовало 36 депутатов из оставшихся к концу созыва 42-х
— довольно высокая явка. В первый день они работали очень оперативно, успев рассмотреть не
только все вопросы повестки текущего дня, но и одиннадцать пунктов повестки дня
следующего. В результате было принято 14 законов (в том числе о внесении изменений и
дополнений в действующие). Среди них можно отметить вызвавший многочисленные споры
как на заседании комитета по собственности, так и на сессии Закон «О конкурсах на право
осуществления регулярных пассажирских перевозок по городским, пригородным,
междугородным маршрутам на территории Иркутской области».

Этот законопроект внес
депутат Владимир Якубовский. По его словам, данный документ, в первую очередь, направлен
на то, чтобы упорядочить деятельность маршрутных такси. Мэр
Иркутска считает, что проведение
конкурса на обслуживание муниципальных маршрутов позволит более равномерно
распределить маршрутки по территории города, контролировать качество их деятельности,
регламентировать временной график движения, что в конечном счете должно привести к
упорядочиванию транспортного потока и снижению числа ДТП. Однако у оппонентов Якубоского
возникли глубокие сомнения в том, что закон позволит создать какие-то
реальные рычаги воздействия на тех, кто проиграет конкурс или не станет в нем участвовать
и будет спокойно продолжать ездить по своим маршрутам, имея лицензию на данный вид
деятельности. В любом случае было очевидно, что закон требует доработки, так что принят
он только в первом чтении.

В первом чтении принят Закон «Об административной ответственности за нарушения
бюджетного законодательства». Так что в скором времени за нецелевое использование
бюджетных средств и другие нарушения при операциях с государственными деньгами будут
карать более строго.

Принятие изменений в Закон «О транспортном налоге» дает право на льготы инвалидам всех
категорий, как одним из наименее социально защищенных слоев населения. Согласно
дополнениям в Закон «О ставках лесных податей и арендной платы за пользование участками
лесного фонда на территории Иркутской области» теперь плата за пользование будет
взиматься и с организаций, занимающихся оздоровительной, туристической, курортной
деятельностью (как то: турбазы, базы отдыха и т. д.). Ранее этот вопрос никак не был
законодательно урегулирован.

Кроме того, на сессии были утверждены дополнительные объекты, включенные в план
приватизации областного государственного имущества на 2004 год. Наибольшую выручку
предполагается получить в результате продажи акций Верхне-Чонского месторождения.
Также в этот день был принят ряд постановлений и отзывов на федеральные законопроекты.

Можно было ожидать, что, несмотря на внесение в повестку шести дополнительных
вопросов, сессия на следующий день окончит свою работу даже раньше, чем планировалось.
Однако: на следующий день к моменту, когда областной парламент должен был продолжить
работу, в зале было только 26 депутатов. А для того, чтобы сессия могла принимать какие-
либо решения, их должно быть не менее 2/3 от уставного числа, то есть 30 человек.

Председатель Законодательного собрания Геннадий Истомин стал высказывать
предположения о преднамеренном срыве работы. И действительно, картина вырисовывалась
странная. Вечером первого дня сессии у ряда депутатов неожиданно возникают срочные дела.
Например, председатель отделения Пенсионного фонда РФ по Иркутской области и Усть-
Ордынскому Бурятскому автономному округу депутат Валерий Соколов назначает на 10 утра
у себя экстренное совещание. Депутат Алексей Козьмин срочно отбывает в свой округ —
Черемховский район, Михаил Матханов — в Усть-Орду, сотовый телефон депутата Владимира
Каутца не отвечает, Николаю Наумову «подвернулась машина» и он отбыл к себе в
Казачинское, и так далее. В список отсутствующих, который спикер озвучивает, давая
поручение разобраться с каждым в отдельности председателю комиссии по регламенту,
мандатам, депутатской этике Антону Романову, также входят депутаты Александр
Бондаренко, Станислав Куракин, Александр Ташлыков, Леонид Иванов.

Депутаты Владимир Ковальков и Геннадий Кувшинов сообщают, что задерживаются, но все
же прибудут. При таких условиях нужно еще два депутата, и сессия все же состоится. Сам
председатель областного парламента, сидя в президиуме, вызванивает мэра города Ангарска
депутата Евгения Канухина. При первых нескольких попытках в трубке раздается «А…?
что?… Не слышу!…», наконец, с ним все же удается выйти на связь, депутат обещает
прибыть, после чего его телефон вообще перестает отвечать. Сотрудники аппарата
Законодательного собрания сообщают, что «Матханова вернули с Усть-Орды». Объявляется
часовой перерыв в надежде, что необходимые силы все же удастся собрать.

Однако ожидания оказались бесплодными, спикер вынужден был распустить собравшихся
депутатов, назначив внеочередную сессию на 7 июля. Удастся ли в сезон
отпусков собрать кворум, которого не хватило на этот раз?
Было ли это все странным стечением обстоятельств? Или части
депутатов очень не хотелось,
чтобы обсуждались вопросы повестки этого дня? Ведь в этот день должна была быть
назначена дата выборов депутатов Законодательного собрания нового созыва, тогда уже в
конце июня — начале июля началась бы регистрация кандидатов, теперь же этот процесс
отложится, как минимум, на полмесяца.

Также из-за срыва сессии не были подготовлены отзывы на готовящиеся изменения в
федеральном законодательстве, которые мотивируются «приведением в соответствие» с
действующими законами. Однако, как отмечает депутат Татьяна Юртаева, «приведение в
соответствие» зачастую «притянуто за уши». При этом совершенно очевидно, что с помощью
этого законопроекта федерация пытается сложить с себя максимум обязанностей, отдав их
регионам, и при этом перетянуть на себя еще больше доходов.

Так, например, предполагается,
что лесные и водные ресурсы теперь превратятся из предметов совместного ведения в
предметы ведения исключительно федеральных властей. При этом государство фактически
слагает с себя обязанности гарантировать гражданам страны дошкольное образование и
передает вопросы образования в ведение регионов. Государство сужает понятие «прожиточный
минимум», делая его применительным только при расчете стипендий, пособий и других
социальных выплат. А как же минимальный размер оплаты труда, минимальная пенсия? По
каким критериям их рассчитывать, на основании чего теперь можно сказать, что человек не
получает достойной оплаты труда, гарантированной Конституцией. Впрочем, иркутские
депутаты, обсуждая этот законопроект перед сессией, нашли немало расхождений его с
Конституцией и примеров его явной антисоциальной направленности. Так что их отзыв был
бы скорее всего отрицательным, но: он не принят. Государственная Дума будет
рассматривать эти законопроекты в первом чтении уже первого июля, так что назначение
внеочередной сессии позволит только готовить поправки к принятым законам. А исходя
из того, с какой лихорадочной поспешностью ведется подготовка этих проектов, то
сомнений не вызывает, что они будут приняты.

В результате группа депутатов Законодательного собрания Иркутской области подготовила
заявление о том, что «основной причиной неявки является нежелание этих депутатов принять
участие в обсуждении и выразить свою позицию по важнейшим пакетам законопроектов,
находящимся на рассмотрении в Государственной Думе, таким, как о формировании рынка
доступного жилья, замене льгот денежными выплатами, и другим. Принятие этого блока
законов в нарушение 55 статьи Конституции РФ значительно ухудшит социально-
экономическое положение подавляющего большинства жителей Иркутской области».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры