Александр ТИШАНИН, начальник Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД"
Александр ТИШАНИН, начальник Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД"
«Могущество России прирастать будет Сибирью…» — эти слова великого Ломоносова знает
каждый. И начавшееся 30 лет назад, в далеком уже 1974 году, строительство Байкало-
Амурской магистрали стало подтверждением этой мысли ученого и государственного мужа.
России нужны были еще один выход к океану и доступ к неисчерпаемым богатствам
сибирских кладовых.
Строительство БАМа началось еще до официального постановления правительства
Советского Союза от 8 июля 1974 года. Тогда, 9 января 1974
г., близ Усть-Кута из заброшенной деревушки Половинка в жуткий мороз по льду Лены вышли на
первые бамовские пикеты строители железнодорожной ветки Хребтовая — Усть-Илим. И
так будет на всем протяжении будущей магистрали, когда станция за станцией сдавались
в эксплуатацию, как правило, досрочно.
Заключительной точкой в истории строительства стало открытие уникального
Северо-Муйского туннеля. С вводом его в эксплуатацию Россия получила транспортный
коридор, у которого есть реальные перспективы стать вторым Транссибом.
Многое было сделано за эти годы, выросло новое поколение молодых людей,
которым продолжать дело, начатое их отцами. Теми простыми тружениками, отдавшими
десятки лет возведению пути к новой жизни, к спрятанным в недрах
месторождениям, которые так необходимы стране, а еще более — нашим потомкам.
Примите земной поклон от всех нас, от наших детей и внуков, которые по достоинству
оценят настоящий трудовой подвиг тысяч строителей и эксплуатационников Байкало-
Амурской магистрали.
Сегодня у БАМа есть реальная перспектива стать наряду с Транссибом вторым
транспортным коридором по маршруту Восток — Запад.
Для развития производительных сил в зоне Бурятского участка БАМа прежде
всего необходимо развивать строительную индустрию и производство строительных
материалов. В северных районах Бурятии есть все условия для развития мощной
промышленной базы. К примеру, рядом с поселком Таксимо достаточно минерально-
сырьевых ресурсов для производства цемента, асбеста, кирпича, есть возможности для
масштабных лесозаготовок.
При этом зона БАМа — едва ли не главная сокровищница Сибири. Это один из
основных золотодобывающих регионов, который при соответствующем финансировании
мог бы ежегодно давать золота в три раза больше, чем наша страна имеет сейчас. Многие
месторождения в районе БАМа уникальны, в мире таких — единицы. Это Удоканское
медное месторождение, Чинейское комплексное месторождение титаномагнетитовых,
ванадийсодержащих и медно-платиновых руд, Эльгинское и Апсатское угольные
месторождения, Катугинское месторождение редкоземельных руд, промышленные
запасы серебра, олова. Геология в районе Северного Транссиба представлена
практически всей таблицей Менделеева. Это треть природных ресурсов России.
Байкало-Амурская магистраль закончена и готова к эксплуатации в полную силу, и эта
сила нужна экономике страны. БАМ, может быть, единственная стройка в России,
ориентированная на будущее, обеспечивающая стратегическую безопасность страны.
30 лет — это большой срок для человека и мгновение для истории. Многое канет в
Лету, но итог трех десятков лет — стальная магистраль через непроходимые толщи горных
пород полна надежд на развитие и долгую жизнь. А направленная на полную загрузку
второго Транссиба деятельность руководства компании «Российские железные дороги»
дает уверенность в завтрашнем дне магистрали.
БАМу — жить!