издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Из заводских цехов в особняки

  • Автор: Наталья МИЧУРИНА, "Восточно-Сибирская правда"

К тому, что торговые центры прочно обосновались в заброшенных заводских цехах,
мы привыкли. Но еще немножко смущаемся тому обстоятельству, когда большие магазины
занимают дорогие, свежеотреставрированные особняки. А смущаться-то нечему. С начала
нынешнего года спрос на торговые площади в Иркутске серьезно вырос. Времена настали
другие. И теперь торговый капитал может-таки себе позволить разместиться в здании начала
прошлого века.

Конечно, гнаться за Москвой, где в минувшем году было введено полмиллиона квадратных
метров площадей в торговых центрах, Иркутску придется еще очень долго. А потом, нам это
надо? Аналитики рынка недвижимости начали говорить о насыщении столицы торговыми
площадями. Хотя некоторые ссылаются на мировой опыт. Оказывается, что на тысячу
европейцев приходится 198 кв. м торговых площадей,
а на 1000 жителей в Москве — всего 60,
значит, потенциал есть.

Тем не менее многие партнеры по продажам известных производителей, или как их модно
называть — ритейлеры, планируют в ближайшие годы большую часть своих инвестиций в
строительство новых магазинов осуществлять не в Москве, а в других крупных российских
городах. До недавнего времени инвестиции распределялись как 75% к 25% в пользу
Первопрестольной. А по прогнозам аналитиков, в 2005 году ведущие ритейлеры вложат более
половины средств вне Москвы.

В этом смысле «Пятерочка», лидирующая среди отечественных продуктовых сетей так
называемого эконом-класса, стала пионером по освоению регионального рынка. Первыми
городами, где открылись универсамы, стали Воронеж и Челябинск. Теперь в их числе уже и
сибирские города. Как утверждают специалисты «Пятерочки», в среднем торговая сеть
принимает 750 человек в минуту, а в год сюда приходит около 180 миллионов покупателей.

Правда, до Иркутска «Пятерочка» еще не добралась. Зато здесь прочно обосновались
иногородние «Эльдорадо» и «Электрик-Сити», которые давно являются конкурентами в сфере
продаж бытовой техники. Последний, к примеру, замахнулся на самый крупный магазин
бытовой техники в городе, который разместится на площади 1,5 тыс. кв. м в квартале от
магазина «Эльдорадо». Но видеть в этом происки конкурента, пожалуй, не стоит. Во всем
виноват дефицит коммерческих площадей в городе, особенно в центре. «Электрик-Сити»
пришлось арендовать для своего магазина заметно обновленный памятник архитектуры. Как
видите, развитие торгового бизнеса приносит Иркутску, кроме практической, еще и
эстетическую пользу, позволяет привести в божеский вид вековые здания.

Первые месяцы этого года взволновали иркутских риэлторов наличием высокого спроса на
коммерческую недвижимость. Цены подскочили не только на офисные помещения, но и
на торговые площади, склады. Строительные компании, учитывая эту тенденцию, при
возведении зданий отводят первые этажи под коммерческую недвижимость. Проще решить
проблему введения новых площадей владельцам торговых центров «Фортуна», «Иркутский»,
имеющих земли для застройки.

Иркутск не является исключением, здесь, как и в других городах, покупатель отдает
предпочтение тому магазину, где, как в Греции, все есть. Мне удалось опросить менеджеров
некоторых иркутских торговых центров, которые назвали еще несколько условий успешности
центра. Получился импровизированный рейтинг. Во-первых, называлось удачное
месторасположение центра, к примеру, вблизи хорошей транспортной развязки. Во-вторых,
низкая конкуренция аналогичных торговых центров. В-третьих, большой земельный участок,
позволяющий оборудовать автостоянку, а также оптимальный уровень арендных ставок,
удачный выбор арендаторов, работающих приблизительно в одной ценовой нише. Я бы еще
добавила наличие супермаркетов, потому что люблю их за то, что там не обвешивают.

Каждый оценивает успешность по-своему. Попробую оценить ее с точки зрения потребителя.
Вне всякого сомнения, появление новых проектов в сфере торговли не может не радовать. С
одной стороны, растущая конкуренция должна отразиться на ценах. С другой стороны, она
должна изменить отношение продавца к покупателю. И в результате получится удачный
шопинг.

Пока же появляющиеся торговые центры во всех отношениях мало отличаются от того, что
уже было, и по ценам, и по качеству обслуживания. Но очень хочется, чтобы они
модернизировались, например, в торгово-развлекательные. Для Иркутска, испытывающего
потребность в организации мест отдыха, по-моему, актуально их создание. Детский центр
развлечения, равно как и ресторан с хорошей кухней или кафе с хорошим кофе могли бы
стать залогом успеха торгового центра у иркутян. Человек, даже не собиравшийся делать
покупки, по дороге в тот же кинотеатр мог бы уделить внимание магазинам или торговым
галереям. Очевидно, что мы готовы к появлению таких центров, осталось подождать,
когда конкуренция подтолкнет ритейлеров к их созданию
уже не в Москве, а в Иркутске.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры