"Преданье старины глубокой"
Среди четырех опер, представленных в гастрольной афише Бурятского академического театра оперы и балета, опера Модеста Мусоргского "Борис Годунов" занимает особое место. Во-первых, потому, что поставлена она к 165-летию со дня рождения композитора; во-вторых, потому, что накалом драматургического сюжета, сложнейшей вокальной партитурой опера позволяет театру продемонстрировать свои возможности сразу и во многих направлениях.
Написанная Модестом Мусоргским по рекомендации
известного литературоведа и пушкиниста В. Никольского,
опера «Борис Годунов» впервые в русском оперном искусстве
стала народной драмой, где сталкиваются
власть и народ. Из-за этого опера испытала серьезные трудности
и цензурные корректировки на пути к сценическим подмосткам
и не всеми композиторами того времени была воспринята
как явление в отечественной музыкальной культуре. Однако
время расставило все по местам, и сегодня мы рассматриваем
оперу «Борис Годунов» как большое эпическое полотно,
как шедевр мирового оперного искусства.
В опере две основные действующие силы — царь и народ,
и в этой связи две развивающиеся сюжетные линии. Одна
из них представляет постепенный переход
людской толпы от скрытого недовольства боярским правлением
(и, следовательно, царем) до открытого бунта; другая
— проводит царя Бориса через муки совести к полному
душевному и умственному разладу и смерти.
В соответствии с этими линиями в центре спектакля Бурятского
театра законное место занимает прекрасный хор.
Великолепно отшлифованное звучание, четкая дикция сочетаются
здесь с глубоко осознанным динамичным созданием народных
образов, которые уже внешне являются характерами. Каждый
артист хора — яркий индивидуум, активно взаимодействующий
со своими партнерами. У зрителя справедливо
создается впечатление значительной людской силы, которая
так высокопрофессионально проявляется в знаменитой
сцене, где буйство этой людской стихии
становится реальной исторической силой. Все это несомненная
заслуга хормейстера театра — заслуженного деятеля искусств России
Бориса Кима.
Далеко не часто художественное оформление спектакля
на гастролях вызывает аплодисменты зрительного зала.
К сожалению, программа спектакля не называет автора
сценографии, но аплодисменты зала мы отнесем к чести
театра, с уважением отнесшегося к гастролям.
Бурятский театр, регулярно приезжая в наш город, знакомит
иркутского зрителя с новыми отличными вокалистами. Вот
и рецензируемый спектакль представил на его суд заслуженного
артиста Марий Эл Владимира Александрова в труднейшей
партии Бориса. У композитора царь Борис существенно
отличается от Бориса А. Пушкина: в опере это человек,
страдающий под бременем сомнений, мук совести; это
в меньшей степени государственный муж, зато любящий
отец, понимающий шаткость будущего своих детей и оттого терзающийся
еще в большей степени. Эти нюансы человеческой личности
ярко и убедительно воспроизводит своей актерской интерпретацией
крепкий вокалист и артист В. Александров.
Трогательна Ксения в мягкой, нежной трактовке заслуженной
артистки Бурятии Веры Васильевой; коварна плетущая политическую
интригу Марина Мнишек в исполнении засл. арт РБ Оксаны
Хингеевой (кстати, замечу в скобках, что «Польский акт»
— один из лучших в опере гостей); эпически величав
мудрый старец и летописец Пимен у засл. арт. РФ Григория
Багадаева; привлекательна трактовка Григория Отрепьева
в сценическом решении засл. арт. РБ Дамба Занданова:
влюбившись в Марину Мнишек, самозванец как бы теряет
стремление к власти, и лишь страсть обладания
гордой полячкой побуждает его к политическим интригам.
Коварен хитрый царедворец Шуйский у нар. арт. РБ Батора
Будаева. Чрезвычайно яркий образ Юродивого создал арт.
Сергей Фоменко, его роль в спектакле идеологически
определяющая: им завершается спектакль и грозным предвестием
звучат его слова под занавес:
Лейтесь, слезы, лейтесь,
Слезы горькие.
Плачь, плачь, душа
Православная.
Скоро враг придет,
И настанет тьма…
Мы, к сожалению, не упомянули всех артистов, которые
составили крепкий творческий ансамбль
спектакля, но их заслуга столь же непререкаема в ответственном
воспроизведении великого сочинения великого композитора
Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов».