Из светлого прошлого -- в достойное будущее
"Ты помнишь, как все начиналось?" Эти слова из песни чаще всего повторялись на пути движения поезда специального назначения под номером 501. Юбилейный состав с ветеранами, первопроходчиками, строителями, журналистами, представителями власти следовал из Иркутска в Тынду на празднование 30-летия грандиозного сооружения 20 века - Байкало-Амурской магистрали.
!I1!Чествование ветеранов, строителей, первопроходцев началось в Тайшете — воротах
БАМа. Именно здесь произошло в далеком 1974 году разделение отряда имени 17 съезда
комсомола, одна часть которого поехала осваивать запад, другая — восток. И сейчас
Тайшет стал отправной точкой нашего торжественного путешествия. «Тында ждет
гостей, доброго вам пути», — пожелали нам напоследок.
И каждая бамовская станция встречала поезд «Иркутск — Тында»
концертами и митингами. Люди обнимались, поздравляли друг друга, плакали, пели
общие песни. Ведь соединяла их одна биография. И биография эта измерялась
километрами, построенными городами, станциями. Лена-Восточная, Звездный, Ния,
Киренга, Улькан, Северобайкальск, Новый Уоян, Окусикан, Таксимо, Куанда, Новая Чара,
Тында. И сейчас всех, и пассажиров и встречающих, объединяло одно — вера, что
эту дорогу они построили не зря и не зря продолжают трудиться на ней. К слову, все в тех
же тяжелых условиях.
Виктор Иванович Лакомов, командир первого отряда, высадившегося в
Звездном: «Этот праздник, 30-летие, прежде всего, должен вселить надежду всем, кто
сейчас живет и трудится на БАМе. А мы, ветераны, свое дело сделали. Мы едем по дороге,
которую построили своими руками. И мы построили ее не одни. Врачи нас лечили, повара
кормили, учителя учили наших детей. Это тоже строители БАМа. И каждый из них верит
и надеется, что БАМ заработает во всю мощь.
Отъезжая от каждой станции, принимая «на борт» новых делегатов, поезд
продолжал свой путь к месту назначения. Ни один километр дороги не обходился без
чьего-либо комментария, рассказа.
— А помнишь, как мы здесь перевернули «Кировец»…
— А вот здесь стояла контора, когда она загорелась, то девчонка стала спасать
печатную машинку. Потом ей со всей трассы через водителей передавали средства от
ожогов…
— А мне пришло письмо на такой адрес: БАМ, Таксимо, балок на горе возле
автобазы N 12…
Кто-то пошутил: «…возвращаясь в своей памяти в те далекие и дорогие сердцу
времена, мы едем в светлое прошлое…» Иван Павлович Киселев, комиссар иркутского отряда имени 17 съезда
ВЛКСМ: «Да, мы жили, как при коммунизме. Двери не закрывались, да что там двери.
Души у всех были открыты. Такими остались и сейчас…»
И вот первый признак тех далеких дней. В Улькане нас встречал студенческий
строительный отряд. В штормовках, увешанных значками, — все, как 30 лет назад. В
отряде этом студенты из разных городов, создан он по инициативе комитета по
молодежной политике Иркутской области и приурочен к двум юбилеям. Ведь движение
ССО в этом году справляет свое 45-летие. И потому было очень символично и приятно
увидеть среди встречающих стройотрядовцев. Ведь БАМ начинался и с них тоже.
Северомуйский тоннель — особая страница в истории БАМа. Станцию Окусикан
невозможно было проехать без слез ни туда, ни обратно. Приветствовали нас самые
маленькие жители Северомуйска. И ветераны на прощанье исполнили бамовский вальс с
детсадовцами, с маленькими жителями большого БАМа, с теми, кому они построили эту
дорогу. А на обратном пути (когда еще такое может быть) при входе в тоннель поезд
сделал остановку возле монумента тоннелестроителям. Почтить их память, их труд,
великое создание мысли и рук вышел весь состав. В тоннель же поезд вошел под музыку
реквиема, посвященного всем погибшим на БАМе, среди которых очень много
тоннельщиков. В темноте тоннеля мелькали габаритные фонари сводов, как вечный
огонь памяти…
Павел Толмачев, поэт, композитор, певец БАМа…
Певец, потому что воспевает БАМ, людей, отдавших этой дороге и свое здоровье, и силы,
и энергию, и даже жизнь. Его песни пели в вагонах, они звучали по радио на протяжении
всего нашего пути. На все вопросы о творческих планах он отвечает: «Это сердце
навсегда принадлежит бамовцам»…
: В комфортных условиях, в СВ и купейных вагонах ехали бывшие комсомольцы
по тем местам, где забиты были первые колышки, где стояли палатки, где осталась их
молодость. И эта встреча для них уже была подарком.
!I2!Валерий Игнатов, бывший первый секретарь Иркутского обкома комсомола:
«От имени всех ветеранов огромное спасибо Восточно-Сибирской железной дороге,
компании «РЖД», президенту Геннадию Фадееву, за организацию поездки, за
возможность пообщаться. Проведение этого праздника, внимание правительства к
проблемам БАМа вселяет надежду, что дорогу не оставят и она будет развиваться…»
А между тем поезда с востока и запада приближались к столице БАМа. 9 июля
Тында встречала гостей. Утром состоялся торжественный митинг. С приветственной
речью к ветеранам, первостроителям, жителям города обратился президент ОАО
«Российские железные дороги» Геннадий Фадеев. Его слушали, затаив дыхание. Отдав
дань уважения и памяти подвигу всех, кто проектировал, изыскивал, строил магистраль,
Геннадий Фадеев заверил, что БАМ ждет большое будущее, уже сейчас созданы все
предпосылки для серьезного рывка в развитии магистрали. В этом году в Китай пошло
дополнительно 15 млн. тонн нефти, в 2005 — пойдет 20 млн. Освоение Чинейского
железорудного месторождения, развитие огромного сырьевого потенциала позволят также
интенсивно загрузить БАМ и развивать регионы, прилегающие к железной дороге.
После митинга был торжественно открыт памятник первопроходцам БАМа —
магистральный паровоз, ласково названный тындинцами Паровозычем, весом 85 тонн без
дополнительной секции, поставленный на вечную стоянку на привокзальную площадь
Тынды. Он стал символом вечной памяти всех, кто был и будет причастен к этой дороге.
Салют — красивый заключительный аккорд торжественной части праздника.
Было радостно и грустно. Бамовцы — народ особый. Они просто соскучились по настоящим
большим делам, по трудовым будням, вахтам, которые достойны ежедневных
фейерверков. Приезд на юбилей звезд эстрады вернул в те времена, когда для артистов
было почетно выступать на бамовском фестивале «Огни магистрали». И сейчас звучали
песни тех лет, согревающие душу не одному поколению, в исполнении ансамбля
«Пламя», Александра Буйнова, Валентины Толкуновой, Ларисы Долиной…
…Поезд возвращался назад. На каждой станции расставались, назначали
встречи на 35-летие, 40-летие. Но не на БАМ-памятник, а на будущую легендарную
магистраль, способную стать новым промышленным центром, вторым Транссибом
России, по которому можно будет добраться из светлого прошлого в
достойное будущее.