Надо учиться принимать гостей
Одно из генеральных направлений в программе социально-экономического развития Иркутской области - туризм. Мы попросили Ирину РЮТИНУ, руководителя департамента туризма администрации Иркутской области, рассказать о том, что сегодня происходит в этой сфере и каковы перспективы расширения туристического бизнеса в Прибайкалье. С Ириной Владиславовной беседует Владимир КИНЩАК.
— Ирина Владиславовна, посещая Иркутск, Владимир Путин
неоднократно говорил о том, что в силу огромной привлекательности
байкальской природы туризм может и должен стать основой
экономического и социального процветания Иркутской области. Не
удивительно, что губернатор лично курирует проекты, связанные с
международным туризмом. Каковы функции департамента туризма?
— Наш департамент еще очень молодой. Он был создан в декабре 2001
года по распоряжению губернатора Иркутской области. Основная задача —
формирование областной политики в сфере туризма и ее реализация.
Определение и поддержка приоритетных направлений, создание условий
для туристической деятельности. В наши обязанности входит защита прав
отечественных и зарубежных туристов, туроператоров и турагентов. Нам
делегированы все полномочия по лицензированию деятельности
турагентств. Кроме того, мы выполняем контрольные функции.
— Широкий круг обязанностей, ничего не скажешь. Очевидно, что
эта работа требует профессионализма. А как лично вы оказались в
департаменте?
— Я окончила Иркутский медицинский университет, работала главным
специалистом в отделе курортов комитета по физической культуре,
спорту и туризму. Погружаясь в эту сферу деятельности, поняла, что
необходимо специальное образование. Его я получила в Международной
академии туризма. С 2002 года работаю в департаменте.
— Вы сказали, что основная задача — разработка областной политики
в сфере туризма. Эта задача решена?
— В 2003 году нашими специалистами разработана концепция развития
туризма до 2010 года. Она принята. Если говорить в целом, то эта
концепция предусматривает поддержание и развитие внутреннего и
выездного туризма. Сейчас мы на основании концепции разрабатываем
систему программных мероприятий, направленных на развитие туризма
в Иркутской области.
Должна заметить, что никаких «велосипедов» мы при этом не изобретаем.
И при формировании концепции, и в работе над программой мы исходим
из позитивного международного опыта, в котором достаточно примеров
успешного развития туристического бизнеса, который стал основой
процветания для многих стран. Из известных в мировой практике
стратегий мы выбрали оптимальную для наших условий — имиджевую.
Нам надо добиться того, чтобы Прибайкалье, туристические объекты
региона приобрели еще большую известность как на российском
туристическом рынке, так и на международном. Нужно продвинуться на
этот рынок. Так, чтобы мы были постоянно на слуху, чтобы про нас
знали, чтобы Приангарье стало развитым туристским регионом.
— Не секрет, что привлекательность региона во многом зависит от
того уровня сервиса, который в нем предлагается. А сервис, как
известно, начинается с гостиниц. Как у нас обстоит дело с этим?
— Вопрос сложный. У нас сейчас порядка 95 гостиниц. В них около 5500
мест разного уровня комфортности.
— Пятизвездочные отели есть в этом списке?
— К сожалению, гостиницы пока не прошли через систему
классификации. Но я могу определенно сказать, что пятизвездочных
отелей у нас пока нет. Хотя во многих гостиницах уровень обслуживания
достаточно высок. Но и цены высокие. Ведь Москва сегодня продает
туры в Сибирь по таким же ценам, как туры во Францию. Одна из причин
высокой стоимости услуг в том, что большинство предприятий
туристического профиля работает только летом и стремится заработать
по максимуму. Цены диктует рынок. Департамент ценовую политику не
регулирует.
— Если пройтись по областному центру, обнаружится большое
количество туристических агентств. Сколько их всего в области? На
какие формы туризма они ориентируются? Насколько они
эффективны?
— Сегодня у нас порядка 150 турагентств и туроператоров. Если говорить
об эффективности, то по-настоящему работает лишь половина. Примерно
половина работающих ориентирована на въездной туризм, другая
половина — на выездной. Чтобы было ясно, приведу пример. В области
действует 7 крупных туристических компаний, три из них занимаются
выездными турами, три — внутренними, одна — и тем и другим.
Аналогичная ситуация на всем туристическом рынке Приангарья.
Что касается форм, то мы стремимся их расширять: автомобильный,
водный, конный, пеший, познавательный, приключенческий,
экологический, этнографический, экстремальный… Турфирмы
организуют охоту в тайге, рыбалку, путешествия по Ольхону, походы в
Хамар-Дабан и Саяны.
Наша задача — сделать туризм в Приангарье всесезонным. Для того чтобы
достичь этой цели, проводится ряд мероприятий. В их числе «Зимниада».
Мы ее провели всего два раза, но она уже приобрела международную
популярность: на Байкал съезжаются экстремалы и любители зимних
видов туризма со всего мира.
— Что будет из себя представлять программа развития туризма, о
которой вы упомянули?
— В программе несколько разделов: анализ туристической сферы, оценка
динамики туристских потоков, анализ факторов, сдерживающих развитие,
инвестиционная привлекательность региона в туристическом плане и так
далее. Предлагаю поговорить о программе конкретнее, когда она будет
принята…
— В прошлом году был широко анонсирован совместный с
Монголией международный туристический проект «Байкал —
Хубсугул». Как он продвигается?
— Проект очень перспективный. В прошлом году мы посетили Монголию
и познакомились с теми объектами, которые предлагает монгольская
сторона. Главный и наиболее привлекательный — озеро Хубсугул. В
реализации проекта заинтересованы администрация Иркутской области и
правительство Монголии. В экспедиции на Хубсугул приняли участие
премьер-министр МНР и губернатор Иркутской области Борис
Александрович Говорин. В этом сезоне предполагается осмотреть
байкальскую часть проекта. В поездке, как мы полагаем, примут участие
и иркутский губернатор, и монгольский премьер.
Должна заметить, что проект «Байкал-Хубсугул» — это вовсе не один
конкретный маршрут. Это бренд для масштабного международного
сотрудничества в области туризма, базой для которого являются
широчайшие туристические ресурсы Прибайкалья и Хубсугула.
Надо сказать, что проект вызвал большой интерес у монгольских и
российских туристических фирм. Они обмениваются турами, туристами.
А одна из иркутских туристических компаний успела построить на
Хубсугуле турбазу. В ближайшие дни состоится ее открытие.
— В разговорах о туризме фигурируют выражения типа «золотая
жила», «основа процветания региона»… Насколько подобные
представления соответствуют действительности конкретно в
Иркутской области?
— Что же, давайте говорить конкретно. Приезжая на Байкал, один
иностранный турист оставляет в среднем 120 долларов в день,
российский меньше — 80 долларов. Опять-таки в среднем турист
находится у нас 2 — 3 дня. В 2003 году Иркутскую область посетило 32000
иностранных туристов и 190000 российских. Элементарный расчет
показывает, что эти гости оставили у нас порядка 16 миллионов долларов.
Много это или мало? Есть и другая сторона: каждые 30 туристов дают 1
рабочее место на предприятиях в сфере туризма и 2 — в сопутствующих
отраслях.
В этом году наблюдается прирост туристического потока — примерно113
— 114% к предыдущему году. По нашим прогнозам, если нам удастся
реализовать программу развития, к 2007 году число туристов,
посетивших наш регион, достигнет миллиона. Естественно, что
бюджетные поступления из туристической сферы значительно возрастут.
— Мировая практика свидетельствует о том, что развитие
туристической индустрии требует больших вложений. Как обстоит
дело с инвестициями?
— В прошлом году в развитие туристической индустрии области было
вложено около 350 млн. рублей. Инвесторы — российские и иностранные
предприниматели. Хочу подчеркнуть, что имиджевая стратегия работы
департамента направлена именно на то, чтобы сделать Иркутскую
область привлекательной на международном рынке именно в
инвестиционном плане. Анализ показывает, что сегодня интерес к
турбизнесу в Прибайкалье проявляют Китай, Корея, Япония, США и
Германия.
— Давайте в заключение поговорим о тех неотложных мерах, которые
необходимо предпринять для того, чтобы Прибайкалье стало
полноценным привлекательным туристическим регионом. Назовите
приоритетные направления.
— Об одном из приоритетов мы уже говорили — это имиджевое. Другое,
тоже важное, — это развитие туристской инфраструктуры. Например,
Иркутский аэропорт не удовлетворяет требованиям международного
туризма по многим позициям. И по техническим, и с точки зрения
сервиса для пассажиров. Не случайно стоит вопрос о реконструкции,
модернизации, обновлении.
Листвянка — ворота Байкала, его обзорная площадка, если говорить
профессиональным языком. Необходимо совместно с администрацией
Иркутского района разрабатывать программу по развитию Листвянки как
объекта туристского посещения. Предусмотреть в структуре
администрации Иркутского района специалиста, отвечающего за
развитие туризма и реализацию данной программы.
— Понимаю… Ведь Листвянка — это лицо Байкала, на которое
приезжают посмотреть люди со всего мира.
— Вы правы! Совершенно очевидно, что для такого объекта, как
Листвянка, необходим собственный эксклюзивный план развития,
ориентированный на то, чтобы вся инфраструктура этого населенного
пункта была подчинена главной задаче — круглогодичному
обслуживанию иностранных и российских туристов.
Гостиницы. Необходимо строить современные гостиницы, в том числе и
пятизвездочные, готовить для них квалифицированный персонал.
Кстати, о персонале. Есть еще одно приоритетное направление — кадры.
Вопрос подготовки кадров — важнейший в туристическом бизнесе. Здесь
должны работать профессионалы.
И самое главное! Чтобы туризм стал «золотой жилой», надо много и
целенаправленно работать всем жителям области — и нам с вами надо
учиться принимать гостей…