Вот это оркестр!
"Время и вещи" - так назвали цикл выставок сотрудники выставочного отдела областного краеведческого музея, открывая для посетителей святая-святых - фонды музея. Сколько хранится там неведомых для посторонних глаз сокровищ, сколько удивительных вещей! От темы к теме можно проследить сегодня, что же хранит для потомков наш музей. После выставки обуви "Хрустальный башмачок" здесь решили показать другую свою сокровищницу - музыкальные инструменты, собранные в музее не за одно столетие.
— Подобные хранения есть в любом музее, — рассказывает заведующая
выставочным отделом Елена Добрынина, — вопрос только в том, каково их
количество и можно ли из них составить коллекцию. Так случилось, что наш
музей является обладателем довольно большого собрания музыкальных
инструментов, и не только русских, но и европейских, восточных и, конечно,
музыкальных инструментов, которые скрашивали досуг народов Сибири.
Выставку мы назвали «В чем живет музыка», в первую очередь для того, чтобы
она была понятна нашим маленьким посетителям, взрослые и так поймут, что
это музыкальные инструменты.
Экспозиция начинается с инструментов ударных и щипковых, поскольку, как
известно, основу музыки составляет ритм. На вопрос, что такое музыка,
практически невозможно дать однозначного ответа, а в чем живет музыка,
можно показать на примере коллекции. Вот, например, эвенкийский и якутский
варган. Это один из
древнейших, может быть, кажущийся сегодня примитивным, музыкальный
инструмент, но он сохранился до наших дней и поэтому представлен первым.
Надо сказать, что собрание музыкальных инструментов формировалось
довольно своеобразно, в музей поступали единичные экземпляры и целые
коллекции. Например, есть белорусские цимбалы, их наличие говорит о том,
что попали они от переселенцев из Белорусии. Если говорить о цельных
коллекциях, одна из них поступила из Китая от приказчика российского
торгового дома, работавшего в Китае во 2-й половине ХIХ века, Волосатьева,
который, судя по всему, был одним
из образованнейших людей того времени и человеком большого бескорыстия.
Он собрал целую коллекцию и прислал ее в музей в двух ящиках. Порядка 27
инструментов поступило от этого собирателя.
Интересна легенда, которая рассказывает о возникновении любимейшего
музыкального инструмента монголов — моринхура. Хур — это вообще струнный
музыкальный инструмент, а Морин — легендарный конь в мифологии монголов.
Полет этого коня, рассекающего ветер, производил странный, очень
своеобразный свист. Эти звуки повторяли люди, собирая табуны лошадей на
необъятных просторах Монголии. После гибели Морина один из мастеров
поместил его душу в инструмент, назвав его моринхуром. С той поры его гриф
обязательно заключает голова лошади. Изображение моринхура находится даже
на гербе Монголии.
Шанзы — своеобразные гитары востока, изготавливались из кожи питона и в
своем декоре всегда были очень интересны, дерево на них расписывалось и
раскрашивалось, украшалось накладками из кости. Любой предмет быта
человек старался сделать красивым, а к музыкальному инструменту было
особое отношение, особый пиетет, поэтому есть музыкальные инструменты
очень хорошо декорированные, представляющие сегодня
произведения искусства.
Если говорить о восточной коллекции, на выставке представлены инструменты,
которые были частью ламских оркестров, существовавших при дацанах —
культовых сооружениях ламаизма и буддизма. Большое количество поступило в
музей бишхуров, да-дарма, цанг. Среди них своеобразные, огромных
размеров коровьи трубы, которые на выставке просто невозможно показать.
Увидеть эти инструменты можно на фотографии, которая свидетельствует о
том, что ламы при дацанах проводили религиозные мистерии. Это были
колоссальные праздники, называвшиеся самхурал. Ламы переодевались в
костюмы мифологических существ, выходили яркой, красочной процессией,
совершая под звуки оркестра танцы богов.
Безусловно, показаны и русские народные инструменты, балалайки. В нашем
представлении балалайка — это то, что сопровождает человека в его праздниках
испокон веку, на самом деле первое упоминание о ней появилось только в
начале ХVIII века. В ХIХ веке балалайке конкуренцию составила гармоника. На
выставке целое семейство гармоник — от губной до большой гармошки.
Рядом знаменитая краснощековская гитара, которую можно было встретить в
дворянском, купеческом и мещанском домах, все считали за честь иметь именно
гитару московского мастера Краснощекова. В коллекции присутствуют и
европейские музыкальные инструменты, например, венгерская скрипка. Скорее всего,
она принадлежала к отряду народных инструментов, потому что не похожа на
классическую скрипку.
Обращают на себя внимание музыкальные инструменты, которые
присутствовали в дворянских и богатых купеческих домах, — фисгармонии.
К сожалению, клавикордов и клавесинов в собрании нет. Когда в Сибирь
приехало дворянство, выросло меценатствующее купечество, они уже вышли из
употребления.
Для того чтобы играть, нужно было учиться, да и талант был не у каждого, но
каждый хотел слушать музыку. Наверное, поэтому были изобретены
своеобразные машины — музыкальные шкатулки. На выставке представлены
две, одна из которых очень интересно декорирована. В Европе и России
существовало направление в искусстве, которое называлось, в подражание
Китаю, по-русски — китайщиной, а по-французски — шинуазри. Особенно оно
процветало в ХVIII веке, ХIХ век сохранил лишь часть элементов этого
направления, которое мы можем увидеть на шкатулке. Она украшена тремя
фигурками китайцев, стучащих молоточками по барабанчикам и звонким
чашечкам, придающим ей особое звучание.
Конец ХIХ века принес механизированные воспроизводители звука. В 1888
году немецкий инженер Берлимер изобрел аппарат, который был назван
граммофоном, его портативный собрат — патефон (от фамилии изобретателя Пате).
Патефоны были не у всех, и, наверное, многие помнят, как их выносили во двор,
заводили, ставили пластинки и слушали арии из опер или зажигательную «Рио-
ритту», под которую танцевала молодежь. На выставке представлены патефон с
динамиком, расположенным в крышке, и граммофон с трубой…