издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пушки вместо масла

  • Автор: Екатерина ГУРКИНА, RBC daily

Приоритеты бюджета на новый финансовый год отданы обороне за счет сельского хозяйства, экологии и культуры В понедельник правительство приняло "самый реформаторский за последние годы" федеральный бюджет. Коренное отличие его от предыдущих, не таких реформаторских, заключается в том, что государственные мужи научились четко формулировать свои цели и правильно выбирать средства для их достижения.

«Я бы назвал бюджет самым реформаторским за последние годы — и по объему проводимых
реформ, и по мероприятиям, связанным с планированием», — заявил министр финансов
Алексей Кудрин журналистам после заседания правительства, на котором был одобрен
бюджет-2005. Глава Минфина добавил также, что «бюджет 2005 г. в большей степени, чем
предыдущие, ориентирован на результат».

Прежде чем глобально осмыслить жизнеутверждающее заявление г-на Кудрина, все же
обратимся к цифрам, которые утвердили сегодня министры и премьер. Как выяснилось,
расходы на национальную оборону увеличатся на 27,7% по сравнению с текущим годом и
составят 528,1 млрд. рублей, а на национальную безопасность и правоохранительную
деятельность — на 26% (398, 4 млрд. рублей). Для сравнения: здравоохранение со спортом
обойдется федеральной казне в 82,5 млрд. рублей, образование — в 154,5 млрд.
рублей, социальная политика — в 172,1 млрд. рублей, культура, кинематография и СМИ — в 38,5 млрд.
рублей. Меньше всего повезло окружающей среде — госбюджет оценил ее охрану в 4,6 млрд.
рублей. Не посчастливилось и сельскому хозяйству. «Аграрный» министр Алексей Гордеев
был возмущен тем, что расходы на этот сектор сократились на 10%.

«Если говорить о пропорциях бюджета на следующий год по сравнению с цифрами
предыдущих лет, то резко увеличатся лишь расходы на национальную безопасность.
Государство хочет увеличить оборонные заказы и вкладывать большие средства в развитие
ВПК, и, кроме того, доля выделенных на оборону денег в значительной степени состоит из
существенного роста военного довольствия. Вслед за административной реформой и
повышением зарплат для чиновников государство решило существенно повысить зарплаты
военным. Здравоохранение и образование, правда, эти перемены не затрагивают», — сказала
RBC daily аналитик Экономической экспертной группы Александра Смирнова.

Выходит, что «ориентация на результат» сами результаты сильно не изменит. Как говорят
многие специалисты, сравнительный анализ бюджетов прошлых лет и будущего года
показывает, что рост расходов на оборону — уже сложившаяся за время президентства
Владимира Путина тенденция. Так, в бюджете на 2004 г. рост расходов на оборонные цели по
сравнению с 2003 г. составил 27,6% от расходной части российской казны. Примерно такая же
разница между 2003 и 2002 гг. Затраты же (в % к ВВП) на культуру и «социалку» остаются
примерно на одном и том же уровне.

В целом же, по словам г-жи Смирновой, «существенного структурного перераспределения
бюджетных средства» пока не наблюдается, поскольку большую часть расходов составляют
текущие затраты. Зато впервые за много лет правительство разложит по полочкам свои права
и обязанности — именно в этом заключается прогрессивный дух федеральной казны-2005.

Как объяснила Александра Смирнова, завлекательно звучащая «ориентация на результат»
означает следующее. Во-первых, цели государства теперь разбиты на задачи. Иными словами,
кроме общей федеральной программы, теперь есть ведомственные программы,
предназначенные для «распределителей госбюджета», в первую очередь, конечно, для
министерств. А в ведомственных программах уже заложены «количественные индикаторы»,
проще говоря, цифры, к которым ведомства должны стремиться. К примеру, теперь не
государство в целом, но Минфин самолично будет отвечать за обещанный уровень инфляции,
а Минэкономразвития — за экономический рост. Кроме того, макроэкономическое
прогнозирование по всем статьям уже не будет ограничиваться следующим годом. Чиновники
научатся планировать российскую экономику «среднесрочно», то есть на два-три года вперед.

Федеральной казне также грозит «отмена нефинансируемых мандатов». Дело в том, что
раньше каждый одобренный бюджет сопровождался приложением, содержащим список
обязательств, выполнением которых госбюджет в следующем году может себя не обременять.
Обязательства эти касались, например, льготных категорий — ветеранов, инвалидов, героев
войны. В 2005 г. такого списка уже не будет. Кроме того, теперь четко прописано, за кого
отвечает федеральный карман, а за кого — региональный.

«Понятно, что герои должны находиться под опекой государства в целом, а пенсионеры — под
местными властями и, соответственно, региональными средствами», — говорит Александра
Смирнова.

Третье важное изменение бюджетной политики заключается в том, что некоторые
государственные учреждения станут частными. Это относится к некоторым государственным
унитарным предприятиям (ГУПам), образовательным и здравоохранительным заведениям,
фирмам, занимающимся сдачей недвижимости в аренду. «В частном секторе такие
организации будут функционировать эффективнее», — отмечает г-жа Смирнова.

«Да, возможно, выполнению федеральных целевых программ будет уделено больше
внимания, чем в прошлые годы. Но давайте сравним (как в последнее время мы любим это
делать) Россию и Запад в данной плоскости. Так, в США 50% бюджета выделяется на
государственные программы, во Франции — 80%. А в России в 2004 г. — 9%», — заявил
аналитик Института проблем общественного развития Сергей Чулок.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры