Ближе к родной земле -- чище душа
Ну вот, еще одно лето пролетело, и уже
звенят по стране школьные звонки. Чему научили
каникулы наших детей? Стали ли они
добрее, внимательнее к родной земле или по-прежнему
не умеют и не хотят уважать ее? На мой
взгляд, это не праздный вопрос. Ведь чем ближе человек к
родной земле, тем тверже и чище он душой. Чего
только не услышишь о подростках: и жестоки они, и
ленивы, и не чтут родительский кров, и подвержены
всем порокам современной цивилизации. Не собираюсь
опровергать все эти упреки в их адрес, вот только и
нам, взрослым, давно пора озаботиться будущим нашей
смены. Многие понятия, как мне кажется, мы
искусственно сузили и тем самым лишили себя многих
возможностей влиять на умы и сердца идущих нам на
смену молодых людей. Вот хотя бы экология.
Безусловно, очень важная наука, постулаты
которой о влиянии окружающей среды на жизнь общества
очень важны. Но ведь, размышляя о сохранении природы,
мы не должны забывать о том, что воспитание
бережного к ней отношения — это тоже
немалый ресурс благотворного влияния на молодежь.
Разве ребячий труд на земле, тот самый, будничный
— на огороде, на садовом участке, на поле, —
не есть метод гражданского воспитания? Я уверен,
что необходима специальная школьная программа по
экологии для сельских школ, учитывающая национальные
особенности региона, в которой были бы разделы,
включающие трудовое воспитание и краеведение. Те
проблемы, решение которых должно опираться на живую
практику нашей повседневности.
Очень хочется, чтобы уроки по природоведению, по
экологии проходили неформально, чтобы не скучали
на них наши ребята, чтобы разговор с учителем на
этих уроках был заинтересованным и активным. В
конце концов, гражданское воспитание начинается
со школьной скамьи. И не в старших классах, а в
младших, когда разум восприимчив к доброму и
честному, а детская душа открыта красоте родной
земли.