Социальные заложники
На прошлой неделе налоговики то ли в знак устрашения, то ли от отчаяния объявили об
арестах имущества школ, детских садов и больниц в счет задолженности бюджетных
учреждений по уплате единого социального налога. Естественно, никто ничего (ну разве за о-о-
очень редким исключением) не арестовывал. Что взять с тех же школ, больниц? У них же
ничего своего нет, имущество все муниципальное и находится в оперативном управлении.
Возможно, именно это обстоятельство позволило скопить с 1 января 2002 года (налогу нет
еще и трех лет) законопослушным организациям долг по ЕСН в размере 720 млн. рублей.
Взыскать его традиционным способом не представляется возможным. Как уже упоминалось, у
бюджетных учреждений отсутствует имущество, которое можно было бы реализовать в счет
недоимки. А объявить бюджетное учреждение банкротом не позволяет закон.
ЕСН сегодня один из весомых налогов, он уплачивается в размере 35,6% от заработной платы.
На нем, главным образом базируется пенсионная реформа, поскольку значительная доля ЕСН
идет на уплату пенсий, 14% — на формирование страховой части пенсии, столько же
направляется в федеральный бюджет для выплаты базовых пособий. Оставшиеся 7,6%
формирует другие государственные социальные фонды.
Видимо, в силу того, что обывательская среда не видит различия между базовой и страховой
частью пенсии, задолженность по ЕСН (не только бюджетных организаций) не вызывает
массовых волнений. А ведь если базовая часть через федеральный бюджет идет на выплаты
для нынешних пенсионеров, то страховая часть, по сути, является отсроченной зарплатой. И,
казалось бы, ее невыплаты, то есть отсутствие перечислений на лицевой счет в пенсионном
фонде, должны вызывать соответствующую реакцию персонала. Но никто не бузит.
Чего оглядываться на обывателя. Достаточно сказать, что в некоторых случаях долги по ЕСН
скопились по совершенно глупой причине. В большом количестве муниципалитетов за школы
и детские сады долгое время налог оплачивала так называемая единая бухгалтерия, хотя по
Налоговому кодексу это должны были делать сами образовательные учреждения, с 1 января
2002 года имеющие статус самостоятельных юридических лиц. Получалась дичайшая
ситуация: школы копили долги по ЕСН, а единая бухгалтерия делала переплаты, которые по
закону не могли быть учтены в качестве тех же страховых взносов.
Оказывается, чтобы избавиться от проблемы, необходимо было лишь открыть счета для школ
в казначействе. И, если верить налоговикам, эту формальность до сих пор не могут соблюсти в
Черемховском районе. Инспекторы только диву даются, как в условиях денежного дефицита у
бюджета находятся средства для проплаты ЕСН, а вполне конкретные люди в течение двух
лет не могут сделать перерасчет пенсий. По счастью, недоразумения с едиными
бухгалтериями урегулированы уже практически во всех уголках нашей необъятной области.
Пока властям никто не мешает пользоваться льготами существующего законодательства,
которое делает невозможным взыскание налоговой задолженности с бюджетных учреждений.
В не самом бедном городе Иркутской области Усть-Илимске, например, сформировано более
четверти долга всех муниципальных организаций региона по ЕСН. За городом сохраняется
долг только по страховым платежам в размере около 80 млн. рублей, и когда он будет погашен
неизвестно. В пору бы образумиться, но в мэрии на этот счет только руки разводят: денег нет.
Правда, в нынешнем году здесь начали платить хотя бы страховые взносы за работников
бюджетной сферы. Для того, чтобы избежать конфликтов с людьми, некоторые из которых
уже, видимо, начали понимать, что подобные действия властей затрудняют перерасчет пенсий,
создан городской компенсационный фонд. Как признался один из чиновников
горадминистрации, из него власти приплачивают своим пенсионерам прибавку. Только вот
что будет дальше с этим компенсационным фондом, никому не известно.
Сегодня даже благополучный Иркутск имеет грешки в виде долгов по ЕСН, чего говорить о
других муниципалитетах. Думается, что в ловушку единого налога муниципалитеты попали
еще до 1 января 2002 года. Накануне введения ЕСН правительство фактически в середине
финансового года подняло зарплату бюджетникам в 1,89 раза, не обеспечив этот рост, по
крайней мере, для Иркутского региона, дополнительным финансированием. С тех пор местные
власти только и делают, что изыскивают деньги то на зарплату, то на отпускные. Вряд ли это
обстоятельство может оправдать сложившуюся ситуацию. Если сегодня администрации
городов и районов не найдут способ и средства гашения задолженности по ЕСН, их рано или
поздно заставят это сделать учителя и врачи.
В Пенсионном фонде рассказали, что прецеденты есть. Недавно, к примеру, одна из
преподавателей пенсионного возраста школы в селе Буреть Усольского района, выяснив, что
ее данные для персонифицированного учета не поступали в течение полугода в Пенсионный
фонд, несмотря на добросовестный труд педагога на протяжении всего этого времени,
обратилась в суд. Тот, в свою очередь, обязал управление образования администрации
Усольского района вернуть пенсионерке задолженность в размере 9 тыс. рублей. Но
сделают ли власти честь подобного рода судебные разбирательства? Возможно, работодатели
урегулируют пенсионный вопрос до того, как он переберется в фазу массовых конфликтов.
Пока это позволяют сделать сверхплановые поступления в бюджет.