Сибирский регион к зиме готов
О подготовке Сибирского федерального округа к зиме говорилось на совместном заседании совета СФО и совета Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение", прошедшем 20 октября в Омске. Если суммировать выступления губернаторов, докладывавших о вступлении регионов в отопительный сезон, то можно обозначить основные проблемы, характерные для округа: изношенность тепловых сетей (60%), увеличение объемов ветхого жилья (47%), убыточность большинства предприятий ЖКХ. Тем не менее более 90% жилого фонда Сибирского округа готово к предстоящей зиме.
Большинство выступающих говорили о необходимости создания новой
нормативно-правовой базы ЖКХ, о финансовом оздоровлении предприятий
жилищной сферы и реструктуризации их долгов, о демонополизации
жилищно-коммунального хозяйства. Глава администрации Читинской
области Равиль Гениатулин акцентировал свое выступление на необходимости
изменения федеральной методики межбюджетных отношений.
«Я поддерживаю высказывание коллег, обозначивших проблемы, которые
могут возникнуть у нас в процессе осуществления отопительного сезона с 1
января 2005 года, — начал свое выступление губернатор Иркутской области
Борис Говорин. — Ни для кого не секрет, что основная задача, которая
ложится на регионы, — это реализация социального обслуживания огромной
армии ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных граждан,
обеспечение федеральных стандартов образования, медико-социальной
помощи. С 1 января 2005 года мы берем на себя обслуживание всей
системы учреждений начального и среднего профессионального
образования. Здесь кроются проблемы, связанные с продолжением
эффективной работы жилищно-коммунального хозяйства, в первую очередь —
с огромными затратами, которые мы должны нести по обеспечению
топливом теплоисточников, по выплате заработной платы
работникам жилищно-коммунального хозяйства. Эти проблемы, на мой
взгляд, возникнут в достаточной степени остро».
Борис Говорин особо подчеркнул, что методика, разработанная
Министерством финансов, отстала от реалий времени: «Если мы
обеспечиваем полный социальный пакет с учетом всех задач, возложенных
федеральным законодательством, у нас дефицит областного
консолидированного бюджета составляет 4 млрд. рублей. Я 22 бюджета
в своей жизни составлял как мэр города Иркутска и руководитель региона, но
каким бы я ни был подготовленным человеком, умеющим управлять
финансами региона, с таким бюджетным дефицитом обеспечить устойчивую
работу региона в 2005 году будет очень сложно».
Губернатор Иркутской области отметил, что в рамках
прогнозируемых доходов на первый квартал приходится 10-15%. Реальный
разрыв в расходах от прогнозов Минфина составляет от 28% до 38%.
«Иркутская область подготовлена к работе в зимних условиях: в
отопительном сезоне запустили 1027 котельных. Есть тепло в домах, на
объектах социальной сферы; котельные мы обеспечили нормативными
запасами угля, сформировали аварийно-технический запас, чтобы
своевременно ликвидировать возникающие проблемы» , — сказал Борис
Говорин.
Губернатор подчеркнул, что с 1 января 2005 года первостепенной задачей
станет обслуживание «самых ранимых социальных групп населения,
которые ждут, что власти их не обманут». Адресная помощь этой категории
граждан должна выполняться безукоризненно, особенно в преддверии 60-
летия Победы, отметил Борис Говорин. Губернатор обратился к полпреду
Анатолию Квашнину с просьбой выйти на президента с вопросом об
изменении методики расчета доходности бюджета во избежание проблем.
Борис Говорин сказал, что надо своевременно знакомиться с положительным
опытом в сфере ЖКХ, который накапливается в Сибирском округе: «Очень
полезен опыт Омской области. У нас такой опыт тоже есть: мы создали
абсолютно не имеющую аналогов в РФ систему водогрейных котлов
мощностью от 0,5 до 3 гигакалорий в час. Каждый котел в отопительный
сезон дает нам 464 тыс. рублей эффекта снижения затрат. В три раза
сократились ремонтно-эксплуатационные затраты на этих котлах».
В заключение губернатор подчеркнул: «Мы сделали все, чтобы подготовить
регионы к работе в зимних условиях. До 1 января будет обеспечена
устойчивая работа жилищно-коммунального хозяйства и надежное
теплоснабжение, но потом, когда нужно будет обновлять запасы топлива,
могут возникнуть серьезные проблемы. Я хотел бы, чтобы мы обратили на
это внимание и, безусловно, постарались, чтобы в рамках работы
Государственной Думы по второму и третьему чтению реальные ситуации с
бюджетами регионов были учтены в работе правительства и Минфина».