издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Уровень компенсации

Состоялось первое заседание нового состава комитета по социально-культурному законодательству Законодательного собрания Иркутской области. В повестке стояло 19 вопросов, из них наиболее бурное обсуждение среди присутствующих, как и следовало ожидать, вызвали законопроекты, связанные с заменой льгот на денежные компенсации, а также готовящийся к первому чтению проект областного бюджета на 2005 год.

Среди прочих вниманию депутатов был предложен законопроект,
принятие которого уже давно с большим нетерпением ожидает старшее поколение, —
«О мерах социальной поддержки отдельных категорий
ветеранов в Иркутской области». Внесенный законопроект
предполагает предоставление
ветеранам труда и ветеранам тыла ряда льгот. Среди них — бесплатное
зубопротезирование, бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского
транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования
пригородных и междугородных маршрутов, 50%-ю оплату стоимости проезда на
железнодорожном и водном транспорте. Также им предоставляются льготы в виде 50%
оплаты жилья, коммунальных услуг и телефона. Помимо этого ветераны тыла
получают право на бесплатное обеспечение протезами и протезно-
ортопедическими изделиями, а также 50%-ю оплату лекарственных препаратов,
приобретаемых по рецептам врачей.

Если же ветераны предпочтут денежные выплаты, то,
согласно проекту закона, ветеранам труда предполагается компенсация в размере 200
рублей, а для ветеранов тыла — 300 рублей, при этом за ними сохраняется право на 50%-ю
оплату услуг ЖКХ.

Ряд депутатов возмутился столь низкими размерами компенсаций,
однако исполняющий обязанности начальника главного финансового управления
администрации Иркутской области Владимир Пашков категорически заявил о
неспособности областного бюджета на сегодняшний день выдержать
более высокую нагрузку, поскольку
и так формируется с дефицитом более двух миллиардов рублей.
Владимир Пашков подчеркнул, что министр
финансов на встрече, где присутствовал и
губернатор Иркутской области Борис Говорин,
заявил о том, что регионы могут устанавливать какие угодно размеры выплат,
но если они превысят рекомендуемую Минфином сумму,
то компенсировать отсутствие средств на реализацию взятых на себя
обязательств в региональном бюджете будет некому…
А рекомендуемый федеральными чиновниками объем выплат как раз и
составляет 200-300 рублей в месяц.

Также депутаты рассматривали готовящиеся ко второму чтению на предстоящей сессии
Законодательного собрания социальные законопроекты «О мерах социальной поддержки
реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий»,
«О перевозке несовершеннолетних в Иркутской области», «О ежемесячном пособии на
ребенка», «О социальной поддержке в сфере образования отдельных категорий граждан в
Иркутской области».

Причиной бурных дебатов по поводу первого из перечисленных законов стала
предлагаемая областной администрацией поправка к проекту. Ее суть сводится к тому,
чтобы в 2005 году все реабилитированные получали только денежную компенсацию и
льготы на услуги ЖКХ и только с 2006 года смогли реализовать свое право выбора —
натуральные льготы или денежная компенсация. Мотивировка такая: пусть льготники
опробуют такой вариант, сравнят, решат, что для них лучше.

Депутаты выразили свое несогласие с предложенной поправкой.
Они отметили, что предлагаемая этой категории граждан компенсация
в виде 300 рублей никоим образом не сравнима с ценой «социального пакета», то есть
натуральных льгот.

После продолжительных споров депутаты не сочли возможным поддержать
предлагаемую поправку, но и категорического отказа предпочли избежать. Комитет не
стал выносить свой вердикт, решено этот вопрос предложить на обсуждение сессии
Законодательного собрания, чтобы весь депутатский корпус принял участие в обсуждении
столь важного вопроса. Представители же ГФУ сообщили о своем намерении предложить
такую же норму и для закона о ветеранах труда и тружениках тыла, когда и у него дойдет
дело до второго чтения.

Вновь разгорелись споры и по поводу закона «О ежемесячном пособии на ребенка»,
точнее, о предусмотренных этим законом размерах выплат. После того как на
сентябрьской сессии Законодательного собрания депутаты выразили свое возмущение
предлагаемым в законе мизерным размером детских пособий — 70 рублей в месяц, от
разных субъектов законодательной инициативы поступило три поправки, в каждой из
которых предлагается свой размер пособий: 100, 200 и 700 рублей. Сналача
участникам заседания наиболее приемлемой казался размер пособий в 200 рублей.
Но с учетом возможностей областного бюджета остановились на
100 рублях.

Когда на сентябрьской сессии обсуждался закон «О социальной поддержке в сфере
образования отдельных категорий граждан в Иркутской области», одним из моментов,
вызвавших серьезное недовольство депутатов, стала сумма компенсации расходов на
питание студентам и учащимся-очникам государственных образовательных учреждений
начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении
Иркутской области. В законопроекте расходы на питание предполагалось
компенсировать 3 рублями в день плюс районный коэффициент — итого 3,6 рубля. Новые
депутаты на удивление быстро нашли решение этой проблемы. Идею подала начальник
главного управления общего и профессионального образования Иркутской области
Наталья Малявкина. Она подчеркнула, что в месяц это составляет 108 рублей и с учетом
того, что стипендия студентов составляет сегодня 140 рублей, является весьма ощутимой
добавкой к ней. Депутаты за эту мысль ухватились и решили прописать в законе объем
расходов на питание не в день, а на месяц, чтобы компенсация
стала более ощутимой.

В общем, с имеющимися социальными законопроектами разобрались. Однако
до конца года депутаты должны принять 14
законов «социального пакета». Так что работы все больше, а времени — меньше.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры