Правительство пойдет в разведку,
чтобы страна не осталась без нефти и золота Российское правительство в целом одобрило долгосрочную государственную программу изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России. Речь шла о перспективном плане восстановления баланса между разведкой и расходованием природных ресурсов. Сегодня, по словам министра природных ресурсов Юрия Трутнева, эта проблема стоит достаточно остро. По словам министра, "если ничего не предпринимать, то к 2010 году в стране исчерпаются рентабельные запасы рудного золота, а к 2015 - нефти".
Одобренный правительством вариант программы
подразумевает выход к 2020 году на уровень простого
воспроизводства, а не расширения ресурсной базы. Реализация этих,
в общем, достаточно скромных планов потребует дополнительного
финансирования, которое собираются увеличить к 2010 году до 16,5
млрд. руб. и к 2020 — до 20,5 млрд. руб. в год.
Заметим, что в масштабах страны, да еще учитывая роль
добывающих отраслей в общем объеме финансовых поступлений в
бюджет, это не такие уж большие деньги. Однако решение задачи
воспроизводства или наращивания минерально-сырьевой базы
страны не сводится к единственному вопросу финансирования. Как
совершенно справедливо отметил глава правительства Михаил
Фрадков, сложное положение, в котором оказался сегодня сырьевой
комплекс, обусловлено рядом причин, связанных не только с
фактическим прекращением геологоразведки, но и с низкой
эффективностью эксплуатации разрабатываемых месторождений.
Сегодня, когда коэффициент извлечения нефти составляет 30-
35%, а средний выход нефти из скважин упал до 8-10 тонн в сутки (в
то время как в середине 80-х эти показатели были в полтора-два раза
выше), решение проблемы воспроизводства сырьевой базы только за
счет геологоразведки потребовало бы гигантских
капиталовложений.
При этом, как отмечают специалисты, треть природных
ресурсов так и не переходит в разряд промышленных, а это
означает, что попытка добиться простого воспроизводства
сегодняшнего уровня добычи за счет разведки новых
месторождений повлечет за собой необходимость открыть в
ближайшее время полтора раза больше запасов, чем добывается в
настоящее время.
Поэтому речь идет о выработке комплексного подхода,
включающего полную выработку эксплуатируемых месторождений,
повышении коэффициента извлечения нефти и глубины ее
переработки, повышение рентабельности за счет внедрения новых
технологий и пр. Ожидается, что хотя бы отчасти эти проблемы
будут отражены в новом законе о недрах, подготовленном
Министерством природных ресурсов и Минэкономразвития.
Что касается геологоразведки, то тут следует признать, что это
направление находится сегодня в полном упадке. Прекращение
государственного финансирования и отсутствие других инвестиций
привели к тому, что большинство геологических партий прекратили
свое существование, а научные институты дышат на ладан. А это
означает, что на сегодня не только в значительной степени утрачен
материальный и кадровый потенциал, но и наметились серьезные
технологические проблемы, обусловленные разрушением прежних
механизмов внедрения научных разработок.
Решение этих проблем потребует значительных финансовых
вливаний, к участию в которых, судя по комментариям министра
природных ресурсов Юрия Трутнева и заместителя председателя
комитета Госдумы по природным ресурсам Александра Белякова,
будет допущен бизнес. При этом государство не готово даже
частично отказаться от контроля над геологоразведкой, имеющей
стратегическое значение для развития страны.
Между тем очевидная коллизия между стратегическими
интересами государства и коммерческими интересами бизнеса
требует четкого и аккуратного регулирования. По словам Юрия
Трутнева, рассчитывая на привлечение частных компаний к участию
в геолого-разведывательных проектах, правительство обязано
обеспечить защиту прав этих инвесторов. Работа в этом
направлении велась и раньше, и в законодательстве уже прописана
возможность получения права на разработку месторождения без
проведения аукциона для тех компаний, которые инвестировали в
его первичную разработку.
Однако расширение подобной деятельности требует
проработки разнообразных, четких и одновременно гибких
механизмов регулирования этих отношений с тем, чтобы интересы
бизнеса не вступали в противоречие, а, напротив, оказались вписаны
в стратегию обеспечения сырьевой безопасности России.