Пустые хлопоты
Полномочий становится больше, а денег -- меньше Представители субъектов РФ выражают недовольство по поводу того, что федеральный законодатель в результате внесенных летом изменений в нормативно-правовые акты передал им много полномочий, забрав одновременно ряд источников финансирования и не предоставив взамен другие. Не стала исключением и Иркутская область, в бюджете которой также не хватает средств для выполнения новых полномочий.
Это выяснилось в ходе обсуждения областными парламентариями
проекта федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты
субъектов Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов
государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов РФ, а также расширением перечня вопросов
местного значения».
Так, например, федерация поделилась-таки с «братьями меньшими» некоторыми полномочиями по Лесному
кодексу, а ведь именно от потери лесных доходов особенно страдал наш регион. Казалось
бы, радоваться впору, вот только не радостное настроение отчего-то было у членов
профильного комитета Законодательного собрания. Достаточно вникнуть в то, что именно
передает федеральный законодатель в ведение региона, и радоваться не
захочется…
Из года в год в Иркутской области больная тема — проблема лесных пожаров. Нет
денег на их тушение, нет средств, чтобы солярку закупить, авиатехнику в воздух поднять,
людям зарплату выдать. А теперь вот нам полномочия передали по тушению лесных
пожаров. Впрочем, к этому еще кое-что прилагается — полномочия по владению,
пользованию, распоряжению лесным фондом, воспроизводству лесов первого и второго
поясов зон санитарной охраны, источников водоснабжения, лесов первой, второй и
третьей зон округов санитарной охраны курортов, лесов орехово-промысловых зон,
лесоплодовых насаждений и так далее. Если говорить проще, то нам
просто передали те лесные территории, которые требуют наибольших затрат при уходе за ними.
Помимо этого ряд полномочий получают регионы по законам «Об особо охраняемых
природных территориях» и «О животном мире». В частности, по первому из них регионы
получают право на создание и обеспечение охраны природных, дендрологических парков
и ботанических садов регионального и местного значения, а также на создание, развитие
и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Что касается закона о «Животном мире», то вносимые в него изменения предполагают
предоставление органам государственной власти субъектов РФ полномочий по охране
окружающей природной среды, регулированию использования, ведению учета и кадастра,
выдаче именных лицензий на пользование объектами животного мира. Кроме того, что
весьма актуально, регион получает право на организацию и регулирование
промышленного, любительского и спортивного рыболовства.
Однако во всех вышеперечисленных пунктах законопроекта юристы правового
управления Законодательного собрания нашли серьезный недочет. Дело в том, что в
тексте оговорено одно условие: если субъект «ненадлежащим» образом исполняет свои
обязанности, то предоставленные полномочия могут быть отозваны. При
этом исполнение полномочий, согласно проектам, должно финансироваться за счет
субсидий, норматив которых предполагается рассчитывать не из потребностей субъекта в
финансовых средствах, а из фактически предусмотренных на текущий год ассигнований,
заложенных в федеральном бюджете. Получается, что если денег не выделят, в неисполнении
полномочий все равно будут виновны регионалы.
Поэтому юристы предлагают включить в закон норму о том, что несвоевременное
финансирование полномочий исключает возможность их изъятия в связи с неисполнением
обязанностей. Кстати, одновременно они предлагают и более конкретно прописать, что же
понимается под «неисполнением» и «ненадлежащим исполнением» полномочий.
Серьезные возражения вызывают и некоторые нормы, не
имеющие отношения к экологии. Например, законопроект предполагает
исключение из числа льготников лиц, обслуживавших воинские части СССР и РФ,
находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий,
и получивших в связи с этим ранения, либо награжденных орденами, а также лиц,
направлявшихся на работу в Афганистан в период с 1979 по 1989 годы. Областные
депутаты считают это несправедливым.
Подводя итоги, можно сказать, что законопроектом предполагается увеличить расходные
полномочия регионов, однако при этом не предусматривается внесение изменений в
налоговое законодательство и не предусматриваются иные источники доходов. Еще
любопытнее то, что федеральные законодатели полагают, что, коль скоро часть из этих
полномочий регионы осуществляли и раньше, то выделять на это средства нет
необходимости. А ведь сейчас, из-за уже увеличившихся расходных полномочий,
бюджеты формируются совсем в других условиях.
Все эти, а также ряд других претензий областные парламентарии выразили на прошедшей
сессии Законодательного собрания в своем отзыве на федеральный законопроект.