Отцы и дети
Как помочь молодежи найти свой путь в политику? Свой взгляд на проблему высказывает Станислав РАДКЕВИЧ, руководитель департамента аналитики группы компаний "НИККОЛО М":
— Соответствует ли действительности тот имидж
современной российской молодежи, который формируют
наши СМИ?
— Нет, не соответствует. И тут вот в чем дело: три
основных телевизионных канала находятся под контролем
Кремля. А Кремлю молодежь не интересна, она не голосует.
Интересны пенсионеры, поэтому в каждой программе «Время»
вы увидите старичка, который говорит, что компенсации
лучше, чем льготы. Поэтому образовавшийся вакуум
заполняется разнообразной ерундой — «фабрики звезд», острова
с подростками… Все это не имеет ничего общего с реальной
жизнью современной молодежи.
— А что тогда, на ваш взгляд, происходит сейчас с
молодежью на самом деле? О чем бы должны говорить
главные российские каналы?
— Что можно сказать про современное «воспитание»
молодых людей? С одной стороны, это полное отсутствие
идеологического наполнения голов. Религия давно в этом
качестве не работает. Идеологии, в том смысле, в каком она
была у нескольких предыдущих поколений, тоже нет.
Исторические учебники, которые должны бы воспитывать
такую важную вещь, как отношение к стране, в которой
молодой человек живет, из рук вон плохи.
Какова реальная жизнь молодежи? Она гораздо
интереснее и красочнее, чем была при коммунизме. Это
объясняется, прежде всего, свободой выбора музыки, книг,
досуга. Плюс Интернет, конечно.
Поэтому и безусловные результаты социального
продвижения у этого поколения будут гораздо успешней. Все
больше становится — не только в Москве, но и в регионах —
перспективных и очень «продвинутых» молодых людей,
которые занимаются своим делом, уже много где побывали,
везде поучились. Я думаю, что те перемены, которые сейчас
мы наблюдаем в губернских городах, происходят благодаря
молодым.
— Что еще можно сделать для поддежки молодежи?
— Образование — важнейшая составляющая формирования
личности. Нам необходима целая система учебников,
выстраивающих мировоззренческие ориентиры. Раньше эти
ориентиры формировались в условиях господствующей
классовой идеологии. Сейчас, в условиях постклассового
общества, допустима личная идеология. Но должны быть два-
три-пять мировоззренческих ориентиров. Они известны всем.
Речь идет о любви к родным и памятным местам и людям.
Необходимо, чтобы эти вещи мягко, но последовательно
внушались подрастающему поколению с первого класса
школы и до последнего курса института. Нужно протянуть
цепочку из книг, и эти книги есть кому написать. Но на это
нужны государственные заказы, тендеры, конкурсы.
Что касается практических действий, то у государства
должна быть политика по поддержке общественных
молодежных организаций. Любых. Приучать молодых людей к
выражению своей социальной позиции цивилизованным
путем, заполнять вакуум — этим должны бы заниматься
системы местного самоуправления, и очень часто в регионах
есть такие люди, которые умеют и могли бы взять эту работу
на себя. Но, опять же, должна быть отдельная строка в бюджете
на развитие молодежных общественных организаций, из
которых потом, кстати, и вырастут настоящие политические
партии.
— Ясно, что будущее страны напрямую зависит от
действий властей в этой области. Почему же они об этом не
задумываются?
— Сейчас пришли к власти люди, которые имеют
недостаточный опыт политической деятельности.
Именно поэтому у нас такая серьезная проблема с
финансированием образования. Например, Тайвань в течение
20-30 лет вкладывал четверть бюджета в образование. А у нас
на него тратят крохи, да еще и сокращают. То есть налицо
полное отсутствие стратегического видения ситуации. У всех
силовиков, которых теперь всюду рассаживают, очень
примитивное представление о порядке, об обществе — о том,
насколько это сложная система.
Добавьте сюда еще проблему «отцов и детей». Пропасть
между поколениями остается огромной. Большинство стариков
в постиндустриальных странах имеют мировоззрение,
отличное от мировоззрения нового поколения. Всегдашняя
проблема «отцов и детей» обостряется сегодня тем, что дети
имеют принципиально иной набор средств для
самовыражения, чем имели их родители. Поэтому разрыв
усугубляется.