Тратить меньше - учить лучше
Российское правительство одобрило представленный Министерством науки и образования документ "Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации".
Главная особенность концепции
состоит в полном отказе от социального пафоса: все предельно
четко и прагматично. Полный образовательный цикл,
состоящий из шести ступеней, должен быть организован на
основе принципа непрерывного образования. Это означает, что
предшкольное образование (1 год) готовит детей к обучению в
начальной школе (4 года), в которой закладываются основы
для продолжения образования в основной школе (5 лет). После
этого учащийся переходит в профильную школу, лицей или
гимназию (еще 2 года).
По окончании профильной школы молодые люди сдают
ЕГЭ и по желанию могут поступать в вузы. Высшее
образование также делится на две ступени: бакалавриат и
магистратура. Бакалавр получает как бы предварительную
подготовку, состоящую в приобретении общих знаний и
умений, необходимых для профессиональной деятельности, а
также навыков поиска и анализа информации. Магистр — это
уже специалист, подготовленный для решения наиболее
сложных задач профессиональной деятельности.
Одновременно в «Приоритетных направлениях»
существенным образом изменены главные методологические
принципы организации образовательного процесса. Во-
первых, речь идет о том, что передача готовых знаний
перестает быть главной задачей учебного процесса. И, во-
вторых, в корне пересмотрена концепция понятия
«фундаментальное образование», под которым теперь
подразумевается не набор неких обязательных знаний, а новое
качество образования, позволяющее человеку «самостоятельно
работать, учиться и переучиваться».
В соответствии с новым принципом управления системой
образования, построенном не на управлении
образовательными учреждениями, а на «управлении
образовательными программами», будет изменена система
аттестации и аккредитации школ, ПТУ и вузов, которые
будут наделяться не правом ведения образовательной
деятельности вообще, а правом преподавания в рамках
определенных образовательных программ.
Для контроля за качеством образования предполагается
разрабатывать в рамках каждой финансируемой за счет
бюджетных средств программы перечень индикаторов
результативности, по которым и будут оцениваться результаты
работы.
Кроме того, планируется
создать общенациональную систему оценки качества
образования (ОСОКО) с привлечение и к этой деятельности
«некоммерческих организаций, осуществляющих проведение
экзаменов и сертификацию образовательного потенциала
граждан».
Этот подход, несомненно, может позитивно сказаться на
уровне подготовки выпускников школ и вузов, однако
создание подобного механизма также потребует определенных
организационных и финансовых вложений.
Судя по всему, имеется в виду, что бесплатным должно
быть обучение только в рамках базовой программы, а все, что
сверх нее, может преподаваться за плату, но одновременно
декларируется, что базовое образование должно дать
возможность поступления в высшие учебные заведения.
За всем этим просматривается общий подход,
основанный, судя по всему, на тезисе о том, что учить надо
тех, кто этого хочет, сочетающийся с попыткой
минимизировать количество бесплатно предоставляемых
услуг. Но проблема состоит в том, что не всякий, кто хочет
учиться, может платить, и в результате можно получить
ситуацию, в которой реализовать свое право на получение
образования смогут только дети из платежеспособных семей.