Ожившие куклы
Выпускники Иркутского театрального училища прославили свою школу в больших и малых городах России, в столице. Со дня основания оно выпускало актеров двух отделений - драматического и кукольного. Но настал период, когда кукольное отделение было закрыто, по причине, как казалось, невостребованности его выпускников театрами. Привело это к тому, что весь сибирский регион лишился "кузницы кадров". Театры Братска, Читы, Улан- Удэ, вплоть до Дальнего Востока стали пополнять свои труппы самодеятельными актерами или обходились без ее обновления. То же стало наблюдаться и в нашем иркутском театре "Аистенок", нуждающемся в последнее время в обновлении, приливе молодой энергии.
Именно по просьбе «Аистенка» осенью 2000 года был набран курс кукольного
отделения. Его художественное руководство взял на себя народный артист,
лауреат Государственной премии Виталий Венгер, педагогами по мастерству
стали заслуженная артистка Любовь Калиниченко и Валерий Кирюнин. Причем
Любови Калиниченко, ведущей актрисе «Аистенка», пришлось осваивать
педагогическую профессию, а Валерию Кирюнину вспоминать собственный
опыт работы со студентами, несколько забытый за годы отсутствия отделения.
Так на курсе сошлись интересы специалистов, которые, каждый по-своему, могли
дать студентам навыки освоения будущей профессии. Немаловажно и то, что
этот курс под свою опеку взял театр, предоставив студентам возможность
репетировать и играть на своей сцене учебные спектакли. Последний — «Сказка
о попе и о работнике его Балде» по Пушкину был поставлен за счет
его средств. На вопрос, зачем театру нужно было идти на затраты, приглашать
режиссера-педагога из Санкт-Петербурга, директор театра Андрей Калиниченко
отвечает:
— Хотелось, чтобы ребята получили все необходимое для освоения профессии.
Театр поддерживает проекты курса и старается, чтобы результат работы был
показан на профессиональной сцене. Для ребят важно
узнать, почувствовать все компоненты театральной оснащенности — музыку,
свет, работу за ширмой. Мы хотим, чтобы студенты, когда будут получать
дипломы, знали, что сцена нашего театра — это их родная сцена. Правда, сегодня
распределения нет, выпускники будут свободны в выборе места работы, многие
говорят, что хотели бы продолжить образование в вузе. Но это их дело, наше —
помогать.
Андрей Николаевич с удовлетворением отмечает, что ребята чувствуют
себя в театре уверенно. На третьем курсе здесь у них состоялась премьера
спектакля «Школа волшебников». Пьесу сочинила и поставила режиссер-
педагог Любовь Калиниченко. Импровизационность, заложенная в основе
спектакля, позволяет студентам демонстрировать многое из того, что
освоено в училище: сценическое движение, пластику, вокал и, конечно,
владение мастерством кукловождения — самым важным предметом, которому
обучаются ребята на своем отделении. Роль Феи в спектакле играет Любовь
Калиниченко, она ведет своих учеников, поддерживает их, дает возможность
уверенно чувствовать себя на сцене, подтягиваться к исполнительскому
мастерству своего учителя.
О том, как родилась идея другого дипломного спектакля, рассказывает его
постановщик, профессор Николай Наумов:
— Этот проект возник, когда педагоги театрального училища были у нас в
Петербурге на Международном педагогическом фестивале школ,
занимающихся подготовкой актеров для театров кукол. Они показали мне
видеозаписи занятий со студентами. Увиденное мне понравилось, было
интересно наблюдать за процессом обучения ребят. Когда поступило
предложение провести в Иркутске мастер-класс, я с радостью согласился.
Правда, возникла дилемма, какую тему выбрать для занятий? Если это
выпускной курс, значит, для них необходим этюдный период работы над
ролью. У кукольников сначала всегда идет «разведка куклой». Необходимо знать,
что кукла может, какие у нее пластические возможности. Это наш инструмент,
его надо изучить. Первый раз я приехал в училище в феврале этого года,
познакомился с ребятами, мы стали работать, заниматься развитием пластики
рук, тренировками с перчаточными куклами. В живом плане (сказываются
занятия с Виталием Венгером) они сами придумали драматургическую сторону
нашего спектакля — ярмарку. Понадобились наблюдения за людьми, которых на
занятиях ребята показывали в этюдах. Они очень интересно работали, не
хотелось останавливаться на полпути.
Мы продолжили занятия летом, когда я приехал в Иркутск во второй раз и
третий — в ноябре. Встретились на конкретном материале — «Сказке о
попе и о работнике его Балде» Александра Сергеевича Пушкина. За полгода они
сделали много интересных наблюдений. У меня возник вопрос, могут ли
сегодняшние ребята, разговаривающие на сленге (мы это прекрасно понимаем),
освоить классический язык Пушкина? Речевые манеры попробовали соединить
в прологе. Так столкнулись в спектакле речевые особенности сегодняшних
ребят и пушкинская поэзия.
Два варианта спектакля на один сюжет сказки Пушкина на сцене
звучат по-разному. Исконная, скоморошья манера трансформируется
молодыми исполнителями в современную игру. Происходит своеобразная
адаптация классического сюжета в действие, насыщенное воображением. В спектакле
актеры поют, танцуют, плавно переходят от рэпа к русским народным
переплясам и хороводам. Сюжет для них — повод выразить свое
сценическое мышление, неуемную фантазии направить в
одно русло.
Спектакли с интересом смотрят как взрослые, так и дети,
каждый находит для себя волнующие темы. Несмотря на то, что в нем много
сцен «живого плана», видно, что это актеры театра кукол. Они органично
заходят за ширму, играют своими куклами, и эти куклы тоже становятся
живыми существами. Этот спектакль, если
студенты останутся работать в театре, станет интересным пополнением его
репертуара. Но захотят ли ребята остаться в Иркутске или поедут в Братск,
Улан-Удэ?
— К сожалению, — говорит профессор Наумов, — училище, театр, вкладывая свои
силы, средства, отпускает ребят в никуда. Они получили профессию, еще не
освоили ее, не опробовали, собираются поступать учиться дальше, парни уйдут
в армию. И жаль, что сегодня нет распределения, которое раньше помогало
ребятам более ответственно относиться к избранной профессии.
В нашей академии есть заочное отделение на факультете театра кукол, набор
будет производиться в 2006 году. Разные формы обучения могут быть. После
училища ребята подготовлены, в театре они могут работать на равных с
выпускниками вузов. Если им необходимо получить высшее образование,
можно договориться с нашей академией и по ускоренной программе
продолжить обучение. За три года они могли бы закончить ее.
Можно договариваться и с соседними городами, заинтересованными в
подготовке для своих театров актеров, кукольников везде не хватает. Вариантов
много, просто надо выбрать один из них.
Незаметно прошли три с половиной года обучения в училище. Еще быстрее
пролетит оставшееся время до выпуска. Кто-то из ребят точно знает, что
останется работать в театре «Аистенок», многие на перепутье. Перед ними
открывается огромный мир, выбрать свое место в нем — непростая задача.
Впрочем, они не желторотые школяры, судорожно соображающие, кем им
быть, они актеры. С какими счастливыми улыбками наблюдают маленькие
зрители за их куклами, персонажами спектаклей-сказок. Как благодарно
аплодируют они актерам, оживившим для них этих кукол! Разве это не
благородное занятие и разве это не правильный выбор профессии?