издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Западным самолетам откроют Россию

  • Автор: Наталья БЕНДИНА, RBC

Выбирая между сохранением российских авиаперевозчиков и отечественного авиапрома, чиновники все-таки склонились в пользу первых

В марте следующего года правительство России планирует отменить ввозные
пошлины на воздушные суда иностранного производства, которые не имеют аналогов
в нашей стране. Такое сенсационное заявление сделал на
совещании, проходящем в рамках третьего Сибирского международного
аэрокосмического салона (САКС), советник министра экономического развития Игорь
Коньков.

Отвечая на вопрос RBC daily, г-н Коньков заявил, что для того, чтобы
беспошлинный ввоз иномарок стал реальностью, необходимо принять ряд поправок в
закон о лизинге (в части операционного лизинга), которые Дума, видимо, примет уже в
начале следующего года. Интересно, что одновременно с этим на совещании
прозвучало предложение купить у американцев лицензию на производство
многоцелевого регионального самолета Cessna Caravan, который должен заменить
собой устаревшие Ан-2. Таким образом, несмотря на заверения присутствовавшего
на заседании министра транспорта Игоря Левитина о том, что Россия ни в коем
случае не свернет в своей стране производство самолетов, создается ощущение, что
чиновники уже практически «махнули рукой» на попытки возродить отечественную
авиапромышленность. Справедливости ради стоит отметить, что во многом тут
виноваты и сами производители.

Дискуссии на тему отмены пошлин на иностранные самолеты ведутся уже очень
давно. За такое решение ратуют практически все отечественные авиакомпании,
которые не устают жаловаться чиновникам на постоянное старение парка, на
недостаток (а то и полное отсутствие) новой российской техники, и на то, что без
западных самолетов российские перевозчики просто не смогут выжить в конкурентной
борьбе на мировом рынке. По другую сторону баррикады располагаются российские
авиапроизводители, для которых подобное решение фактически подобно смерти —
еле дышащий отечественный авиапром прямой конкуренции с западными
самолетами не выдержит. Впрочем, ряд авиакомпаний уже сейчас, невзирая на
пошлины, все же покупает западные самолеты, правда, денег хватает лишь на очень
подержанные иномарки. Если же прогноз Игоря Конькова сбудется и в марте
следующего года пошлины действительно отменят, поток иностранных самолетов в
Россию значительно возрастет, о чем говорят и сами представители авиакомпаний.
Вся сложность заключается в том, что абсолютно непонятно, каким образом
чиновники будут устанавливать критерии отбора. Например, производят ли в России
дальнемагистральные самолеты? Вроде как да, ведь Россия выпускает самолеты Ил-
96-300. Но, с другой стороны, у перевозчиков масса нареканий к этой машине по
эксплутационным характеристикам (по мнению представителей «Аэрофлота», Ил-96-
300 потребляет почти в два раза больше топлива, чем его американский аналог
Boeing 767-300), да и серийным производство «илов» назвать сложно. Ответить на
этот вопрос г-н Коньков не смог, ссылаясь на то, что решение еще не до конца
проработано.

Что же касается возможности производства на территории России американского
Cessna Caravan, то за этот проект давно уже ратует руководитель Федерального
агентства по воздушному транспорту (ФАВТ) Николай Шипиль. Он
заявил, что «наша промышленность в ближайшее время ничего не
выпустит, а если и выпустит, то в очень ограниченных количествах». «Между тем
существует готовый самолет Cessna Caravan стоимостью 700 тыс. долл., которому не
нужно аэродромов с искусственным покрытием, — говорит г-н Шипиль. — Предлагается
взять и купить полностью технологию его производства. Больше путей решения
проблемы нет».

Напомним, что семейство многоцелевых региональных самолетов
Caravan производится компанией Cessna Aircraft Company в США, штате Канзас, с
1985 г. На сегодняшний день самолеты класса Caravan обслуживают до 50%
пригородных маршрутов в мире. Подобное предложение поддержал и генеральный
директор «Ильюшин Финанс» Александр Рубцов, заметив, что его лизинговая
компания в принципе готова взяться за финансирование этого проекта. Правда,
позднее, в беседе с журналистами, г-н Рубцов отметил, что такой проект имеет смысл
лишь в том случае, если лизинговой компании удастся набрать очень большой пакет
заказов на такую машину.

В отношении обоих этих предложений министр транспорта Игорь Левитин высказался
очень осторожно, очевидно понимая, что, если Россия, с одной стороны, будет
отменять пошлины на ввоз иностранных самолетов, а с другой — собирать на своей
территории американские машины, российский авиапром действительно «помашет
нам крылом». «Мы упустили время, но это не значит, что надо перестать производить
самолеты на территории России, — подчеркнул Игорь Левитин. — Любая зависимость
от других стран в такой сфере, как авиапром, совершенно недопустима». Судя по
словам министра, государство и в дальнейшем собирается поддерживать
отечественную авиапромышленность, к примеру, в следующем году на эти цели
будет выделено 6 млрд. руб. — эти деньги будут внесены в уставный капитал двух
лизинговых компаний «Ильюшин Финанс» и ФЛК.

Впрочем, как справедливо отметил
Игорь Левитин, возрождение авиапрома — задача не только государства, но и самих
компаний, многие из которых по старой «советской» привычке относятся к своим
заказчикам — то есть перевозчикам — крайне небрежно. «Посмотрите, на сегодняшней
выставке практически отсутствуют первые лица предприятий, производящих эту
технику, — возмущен министр. — Этот менталитет авиапредприятий, мол, вы все сами
ко мне придете, и привел к тому, что у нас нет авиапрома».

Действительно, на выставке вообще было немного стендов российских или
украинских авиапроизводителей — из предприятий окончательной сборки были
представлены только АНТК «Антонов» и Харьковский завод. Ни российские «тушки»,
ни «яки», ни «илы» в Сибири, видимо, не нужны. Правда, харьковчане,
анонсировавшие свою пресс-конференцию по Ан-140 с участием генерального
директора завода Павла Науменко, в итоге заменили первое лицо компании на его
помощника. Да и «антоновцы» почтили выставку своим вниманием лишь условно.

Несмотря на то, что в рамках САКСа АНТК «Антонов» подписал достаточно серьезный
меморандум с авиакомпанией «КрасЭйр», согласно которому уже в феврале
будет подписан твердый контракт на поставку 12 новых самолетов Ан-148 для
красноярского перевозчика, ни один из топ-менеджеров фирмы не почтил сибиряков
своим вниманием. Не приехал на выставку даже глава пресс-службы «Антонова», в
итоге в подписании меморандума участвовал некий представитель предприятия,
должность которого даже не стали разглашать. Очень примечательно, что при этом
со стороны американского Boeing на подписание подобного же меморандума с
«КрасЭйр» явилась не только большая делегация во главе с пресс-секретарем, но и
вице-президент «Боинг — Гражданские самолеты» Крэг Джонс.

В это же время на
огромном, хорошо оборудованном стенде Boeing, расположенном в самом центре
выставки, целый день работала команда менеджеров, терпеливо рассказывающих
публике обо всех достоинствах американской авиатехники. Понятно, что размер
стенда — это вопрос денег, которых у Boeing несомненно больше, чем у того же АНТК
«Антонов». Но при этом трудно поверить, что у топ-менеджеров украинских и
российских авиапредприятий настолько плохо обстоят дела с финансами, что им
даже не хватает денег на билет до Красноярска. Тут, вероятно, совершенно прав
министр транспорта — это уже вопрос отношения производителей к своему заказчику.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры