издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пять лет любви и благодарности

  • Автор: Ольга ЛЕБЕДЕВА

«Это была самая большая стройка области
в конце XX века, и ее результат — один из
лучших на сегодняшний день по технической
оснащенности театра в стране».

Комментируют события пятилетней давности архитектор
Людмила Михайловна Гуревская — один из авторов
проекта реставрации-реконструкции; заслуженный
строитель России Анатолий Порфирьевич Лайкин —
заместитель начальника УКСа администрации города;
заслуженный строитель России Юрий Александрович
Ладейщиков — главный инженер драм. театра.

!I1!Любой театр возраст только красит. Это вполне
справедливо, если говорить о вечном и нетленном
искусстве, когда время, бережно сохраняя традиции,
шлифует мастерство, рождает новые таланты, проверяет
драматургический материал «на прочность». Если театр
умеет не стареть репертуаром, оставаться молодым по
духу, удерживать любовь зрителей, значит, он живет.
Но, к сожалению, время беспощадно к «вещной»,
тленной оболочке искусства. Далее речь пойдет
исключительно о доме, в котором живет театр. Не о
театре как об акте творчества, не об удачливых и не
очень антрепренерах, не о великих артистах, игравших
на его сцене, не о талантливой труппе, а только о
доме, архитекторах, строителях, властях, помогавших
искусству.

Приближается 30 декабря, когда
академический драматический будет праздновать
пятилетие завершения реставрационно-строительных
работ. Трудно назвать дату юбилейной, но,
безусловно, это достойный повод вспомнить тех, кто
своим трудом и мастерством, умом и талантом
реконструировал и реставрировал памятник истории и
культуры XIX века федерального значения.

А начиналось все еще в позапрошлом веке…

Театральные представления в Иркутске любили всегда.
Вот только постоянного пристанища у лицедеев долгое
время не было: с 1850 г., когда труппа странствующих
актеров дала в Благородном собрании несколько
спектаклей, на протяжении почти полувека
антрепризный театр в силу различных обстоятельств, в
то числе и печальных, не раз менял свои деревянные
стены. Однако неизбывная любовь к искусству подвигла
иркутян на строительство специального театрального
здания — теперь уже каменного. Театр строили всем
миром. Крупные промышленники и купечество,
благотворительные общества врачей и учителей,
служащие — все небезразличные к искусству люди
вносили свою лепту в строительство театрального
храма. Построили его за три года по проекту
архитектора В.А.Шретера, и простояло оно до наших
дней, по праву считаясь шедевром зодчества,
подобного которому не встретишь от Урала до Дальнего
Востока.

А.П. Лайкин: «Как строитель, считаю нужным заметить,
что театр в целом был хорошо построен, продуман,
однако достаточно скромен по объему декоративного
оформления».

Периодически здание подновляли, переоборудовали в
соответствии с развитием науки и техники, заменяли
устаревшие системы новыми: керосиновое освещение
уступило место электрическому, не раз меняли кровлю,
трубы и канализацию, над боковыми помещениями вокруг
зрительного зала надстроили третий этаж, провели
отделочные работы в зрительном зале, переделали
отопление и вентиляцию, электрифицировали поворотный
круг на сцене и т.д. Тем не менее время брало свое:
здание год от года все больше ветшало, появились
опасные просадки фундамента, деформировались
деревянные перекрытия зрительного зала, выходили из
строя системы и коммуникации, остро ощущалась
нехватка служебных помещений. К началу 80-х годов
все несущие конструкции выработали свой ресурс на
восемьдесят процентов. Реконструкция — то, что было
жизненно необходимо современному театру.

Ю.А. Ладейщиков: «Первоначально здание
«шретеровского» театра не было рассчитано на
содержание вспомогательных цехов (а их в настоящем
драмтеатре 10, и работает там более 50 человек), так
как артисты в то время приезжали на гастроли, как
говорится, «со всем своим». Старожилы театра помнят,
что декорации хранили во дворе под навесом. Этот
открытый склад был сделан в 1960 г., когда ждали
приезда Эйзенхауэра и спешно наводили порядок».

!I2!И вот, спустя 100 лет, театр снова приковал к себе
внимание не только иркутских властей и
общественности, но и всей России: в два года были
проведены работы по реставрации-реконструкции
театрального здания и благоустройству прилегающей
территории, чтобы театр отметил свой столетний
юбилей и вступил на порог нового тысячелетия в
обновленном виде. Впрочем, готовиться к этому
крупномасштабному мероприятию начали гораздо раньше:
уже в 1978 г. ребром встал вопрос о полной переделке
здания театра. В начале 1980-х гг. институт
«Иркутскгражданпроект» приступил к проектным работам
по возведению в театре дворовой постройки, что было
вызвано необходимостью выполнения театром
современных функций. А пока к главному зданию
наскоро пристроили деревянный сарай, в котором
частично разместили цеха и устроили театральный
склад, что, конечно, не решило проблему. Кроме того,
механика сцены, световое и звуковое оборудование
безнадежно устарели и, разумеется, не способствовали
продуктивной деятельности театра. Но поскольку
театральное здание охранялось государством, то
прежде всего необходимо было выполнить проект
реставрации, в которой театр остро нуждался, а уж
потом приступать к реконструкции.

Л.М. Гуревская: «В 90-е годы по приглашению ЦСН для
создания проекта реставрации драматического театра
опытный московский архитектор сотрудник
«Спецпроектреставрации» Б.И.Троицкий приехал в
Иркутск и занялся оформлением документов. В
соответствии с изначально запланированной
реставрацией здания были выполнены комплексные
научные исследования: на интерьере и фасаде провели
обмерочные работы, инженерные обследования,
технологические анализы материала и т.д.»

Однако процесс собирания проектной документации по
объекту, ее утверждения в различных инстанциях,
вплоть до министерских, увязывания планов строителей
с идеями архитекторов и требованиями Центра по
сохранению историко-культурного наследия безнадежно
затягивался. Предлагались самые разнообразные
проекты, одни из которых сразу отвергались, другие
требовали доработки, но не было денег, и они в
качестве стадий-проектов попадали под сукно.
Срабатывал небезызвестный принцип «утром деньги —
вечером стулья» — до стульев дело так и не доходило.

Ю.А. Ладейщиков: «В последние годы существования
СССР проектом реконструкции театра занимался
Бакинский филиал НИИ «Гипротеатр», однако их вариант
оказался непригодным, так как Союз распался, а все
необходимое оборудование для реализации проекта
делали в ставших чужими государствами республиках».

Трудно представить, чем бы все это закончилось, если
бы не своевременное вмешательство губернатора Б.А.
Говорина, который, поддержав инициативу коллектива
работников театра, волевым и административным
усилием мобилизовал город и область на благое дело.

А.П. Лайкин: «Мы прекрасно понимали, что это
непростая задача. Реконструкция, а тем более такого
масштаба, когда театр превращается во дворец, — дело
чрезвычайно сложное. Проще отстроить объект заново.
По сути, реконструкция театра является прецедентом».

!I3!Осознавая, каким бременем ляжет задуманное на
областной бюджет, опасаясь недофинансирования и
замораживания работ, взвесив вместе с
представителями строительных организаций,
архитекторами, проектировщиками, администрацией
театра все pro и contra, руководитель области пошел
на риск: решился на реализацию фундаментального
проекта, причем сократив на год срок проведения
работ (вместо ранее запланированных трех лет — в два
года!).

Воистину, история имеет склонность к повторам: век
назад такое же горячее участие в строительстве и
оснащении Иркутского театра принял
генерал-губернатор Александр Дмитриевич Горемыкин.

И вновь совпадение: летом 1897 г. красавец-театр,
говоря современным языком, был сдан в эксплуатацию,
и летом 1997 г. коллектив театра своими силами
снес подсобное помещение, которое огораживало театр
со двора, и с болью и надеждой в душе передал
опустевший театр в руки строителей. Выиграв
международный тендер, ЗАО «Иркутскпромстрой»
(генеральный директор заслуженный строитель России
А.И. Шлойдо) приступило к производству работ по
реставрации и расширению театра-ветерана.

Среди более четырех сотен объектов, построенных ЗАО
«Иркутскпромстрой» на территории Иркутской области и
в Иркутске, драматический театр занимает особое
место. К 1997 г., когда начались восстановительные и
строительные работы на этом объекте, предприятие уже
имело десятилетний опыт по воссозданию памятников
истории и культуры, а также по реконструкции
каменных строений, имеющих длительный срок
эксплуатации. Но такого в практике коллектива еще не
было: всего за два года, прилагая невероятные
усилия, строители ЗАО «Иркутскпромстрой» совместно с
другими предприятиями сумели не только
реставрировать театр, но и сделали пристрой, по
объему превышающий старое здание. По словам Б.А.
Говорина, «тем самым удалось соединить века».

Разработка проекта реконструкции и одновременно
реставрации здания театра была возложена на
временный творческий коллектив, который включал
архитекторов, градостроителей, искусствоведов,
инженеров, экономистов из городской и областной
администрации, Центра по сохранению
историко-культурного наследия, Иркутского
государственного технического университета, ряда
проектных институтов. Перед ними ставилась задача
объективно учесть исторические, эстетические,
природные, технологические и другие факторы.
Генеральным проектировщиком реставрации театра стало
АО «Институт «Иркутскгражданпроект» (руководитель
проекта реконструкции А.А. Папанян, авторы проекта
реставрации Б.И. Троицкий и Л.М. Гуревская, автор
проекта пристроя А.Г. Красильников). Большую
помощь в борьбе за сохранение памятника оказали
специалисты «Иркут-Инвеста». Накопленная инженерная
статистика и практический опыт восстановительных
работ позволил ООО «Предприятие Иркут-Инвест»
систематизировать характерные дефекты конструкций и
рекомендовать приемлемые варианты их ремонта.
Наконец, проект был согласован и одобрен в
Министерстве культуры РФ, которое отметило высокий
профессиональный уровень иркутских реставраторов.

По проекту «содержимое» театра (свет, звук,
машинерия сцены, все системы и коммуникации) должно
было полностью отвечать последнему слову науки и
техники, а внешне театр сохранял формы и декор
позднего классицизма.

Л.М. Гуревская: «На фасадах декоративное оформление
реставрировали в соответствии с проектом В.А.
Шретера, а интерьеры решили делать такими, какими
они стали в пятидесятые годы, но с некоторыми
изменениями».

!I4!Задачи были поставлены более чем серьезные, порой
казавшиеся невыполнимыми. Трудности начались с
первых дней: «объект» не сразу раскрывал строителям
свои вековые тайны.

А.П. Лайкин: «Хорошо сохранился кирпич, но подкачал
раствор, сцепляющее действие которого с годами
настолько ослабло, что кирпичи, казалось, просто
примыкали один к другому. Нам пришлось, не нарушая
кладки, через каждые 600 миллиметров делать ячейки и
заливать туда новый раствор».

Постоянно проводились дополнительные технические
обследования несущих конструкций, в результате чего
значительно корректировался созданный ранее проект.
Днем и ночью работал штаб строительства, в
оперативном режиме принимая конструктивные
предложения, находя компромиссные решения. Как
только проектировщики начали поэтапно выдавать
чертежи на реставрируемую часть, бригады
плотников-бетонщиков приступили к замене сгнившего
деревянного перекрытия на монолитное.

Ю.А. Ладейщиков: «Бывают трудности ожидаемые, так
сказать, плановые, и совершенно неожиданные,
кризисные. Только начав работы, мы попали в
переходный экономический период. Инфляция мешала
нашим задумкам. Суммы вырастали в 5-10 раз. Всем
было очень сложно работать. Дикая ситуация: стояли
практически одни стены. Хотели даже прекратить
работы. Выдержали благодаря мужеству,
организационной хватке директора театра А.А.
Стрельцова и неоценимой помощи губернатора Б.А.
Говорина, который постоянно бывал на строительстве и
владел информацией о ходе дела».

Проводя в полном объеме реставрацию старого здания,
одновременно занимались возведением пристроя и
технических помещений во дворе, формируя таким
образом целый ансамбль, который должен был
соответствовать архитектурно и стилистически самому
зданию театра. Поэтому пристрой был сделан ниже
уровнем и немного вычурно. Не обошлось без горячих
дискуссий: оправдана ли такая площадь (более 5 тысяч
квадратных метров) в ущерб складским помещениям? Но
вышла хорошая Камерная сцена, и теперь можно
считать, что театральный комплекс завершен.

Немало споров разгоралось и по поводу принципиальной
нестыковки современных требований к строительству и
эксплуатации зданий и необходимостью сохранения
уникальных деревянных конструкций, впитавших дыхание
веков. Слабым звеном старого театра на поверку
временем оказалась и вентиляция в кирпичных стенах:
с трудом удалось обследовать все вентиляционные
каналы, многие из которых были завалены. Это было
непросто: сохранив систему вентиляционных
воздуховодов и отопительных каналов, усилили
сооружение внутренним железобетонным каркасом.

Другая проблема — низкая сейсмостойкость абсолютно
всех исторических и культурных памятников города.
Театр постройки 1897 г. не стал исключением. Зато
сегодняшний драматический театр может похвастаться,
что выдержит «трясение земли» до семи баллов,
настолько технически грамотно были усилены фундамент
здания и несущая способность кирпичных стен.
Фундамент, в строительной терминологии, взят в
обойму, введен монолитный каркас в виде рам и
сейсмопоясов в уровнях всех перекрытий, особое
свойство укрепления конструкции выполняет монолитный
балкон. Решению этой задачи способствовало тесное
содружество специалистов генерального подрядчика ЗАО
«Иркутскпромстрой» с фирмой ТОО «Артефакт».

!I5!Главное здание укрепили снизу доверху. На купол ушло
более семи тысяч квадратных метров новой кровли.

А.П. Лайкин: «В первый строительный период был один
момент, когда напряжение всех участников работ
достигло наивысшей точки. Это было весной, перед
самыми дождями. Стояла задача как можно быстрее
вскрыть крышу, деревянные фермы заменить
металлическими. Чтобы сохранить потолочное полотно,
изнутри установили поддерживающие леса. Это был
очень большой и ответственный фронт работ.
Управились за две недели, включая отделочные работы.
Дожди не застали нас врасплох».

Вернулись к задуманной В.А. Шретером высоте
коридоров первого этажа. Работы велись ритмично,
материалов хватало, использовались местный лес,
цемент, отечественное железо, самарский гипс,
столярные изделия из дуба, обработанного на
Приморском ДОКе, лакокрасочные материалы импортного
производства с наилучшими характеристиками.
«Иркутскпромстрой» прилагал все усилия, чтобы
достойным образом организовать рабочий процесс.

Смысловой центр зрительного зала — сцену не пришлось
ни восстанавливать, ни реставрировать: специалисты
«Техмонтажсервиса» полностью заменили ее на новую,
нарастили по высоте на 6 метров и оснастили отличной
механикой, современным световым и звуковым
оборудованием, не устаревшим на сегодняшний день.
Помимо поворотного круга диаметром 11 метров,
режиссерским инструментом стали девять выдвижных
столов, способных подниматься на разную высоту и
создавать любой объем, плюс два стола — в
оркестровой яме.

Поставщиком сценического оборудования стала чешская
фирма «TechnoArt», ее же специалисты занимались
монтажом и наладкой спецтехники. Осветительное и
звуковое оборудование известных торговых марок
инсталлировала московская фирма «LPD». Кроме этого,
в результате масштабного переоснащения театр получил
эффективную систему пожарной защиты, технологическое
телевидение (8 телевизионных камер в разных секторах
здания театра и мультимедийный монитор облегчают
работу помощника режиссера).

Наибольшую сложность представляли реставрационные
работы внутри старого театра. По словам Л.М.
Гуревской, был получен интересный заказ, который
позволил художникам-реставраторам продемонстрировать
свой творческий потенциал, создавая различные детали
декора.Реставрация предполагала сохранение
конструкций в первоначальном материале. Но не все
оказалось возможным. Утрачено скульптурное
завершение купола над музеем. Двенадцать чугунных
ваз на карнизе (вместо утерянных терракотовых) были
сделаны позднее в Петербурге мастером Скачковым,
взявшим за образец спроектированные В.А. Шретером
вазы на Киевском театре.

!I6!Необходимо было максимально сохранить характерные
черты исторического зрительного зала, потому что и
плавные очертания сцены, портала, ярусов, и сама
форма зала и его перекрытия создавались не только с
учетом эстетических канонов классического театра, но
и в соответствии с требованиями акустики.

Л.М. Гуревская: «В конечном счете, в настоящем
красавце-театре сохранилось около 30 процентов
материальной части «оттуда, из XIX века», остальное
подверглось серьезным внутренним и фасадным
реставрационным работам. По фасаду следует отметить
такие новые детали, как гранитные цоколь и ступеньки
у входов (материал привезен из Китая). Из нового
внутри театра: ряд украшений на ограждениях лож был
дополнен с соблюдением старой стилистики, вновь были
сделаны пилястры с капителями на задней стенке зала,
добавили декоративные элементы (поясочки) по
коридорам, разработали интерьеры буфета, синего
зала, обновили все полы — гранитные, паркетные; в
зеленом зале впервые применили технологию кладки
цветного наборного паркета. Учиться пришлось всем».

Интересным направлением деятельности, с точки зрения
профессионального роста специалистов, можно считать
ремонт внутреннего убранства зрительного зала,
которое включало в себя «шретеровский» портал,
декоративные лепные украшения барьеров лож всех
ярусов, виньетки из папье-маше на лицевых сторонах
барьеров лож и на плафоне потолка (созданы бригадой
С.А. Бройдо в 1945 г.). При проведении штукатурных,
столярных, лепных работ приходилось восстанавливать
и осваивать старинные строительные технологии.

С момента рождения театра неоднократно делались
попытки увеличения числа посадочных мест. В период
реконструкции директор театра вновь поставил вопрос
о максимальном заполнении зала посадочными местами.
Представители заказчика, генподрядчика вместе с
архитекторами и пожарными рулеткой вымерили каждый
полезный сантиметр зала и с огромным трудом — за счет
уменьшения боковых и среднего проходов — добились
увеличения мест.

Сегодня, попадая в относительно небольшой зрительный
зал, испытываешь почти детский восторг: каждая
деталь — произведение искусства, а огромная
хрустальная люстра, словно солнышко, разбросала свои
лучики-бра по сцене, партеру и ограждениям лож, и
заиграл зал синими, голубоватыми и золотыми красками
(традиционно «шретеровские» цвета залов — оттенки
серого, синего и голубого). Голубоватые стены
чудесным образом оттеняют белоснежный потолок с
позолоченными лепными украшениями.

А.П. Лайкин: «Вспоминаю интересный случай с люстрой.
Уже заканчивались работы по отделке зрительного
зала, полы были зачищены, отполированы. Мы с А.И.
Шлойдо, который буквально жил на строительной
площадке, запланировали на вечер техническое
испытание люстры весом 670 кг с шестикратной
нагрузкой (в 4 тонны), для чего были специально
приглашены монтажники из Москвы. Приходим вечером в
зал, а там рабочие в одних носках полным ходом
лакируют полы. Вот так неувязочка! Прервали процесс,
в наполовину отлакированном зале испытали люстру,
молясь, чтобы все прошло благополучно».

Погружаясь в особую, праздничную атмосферу, не
перестаешь поражаться таланту именитых и безымянных
мастеров прошлого и их замечательных сегодняшних
преемников — строителей-реставраторов, сумевших
по-настоящему творчески решить профессиональные
задачи. Не перечисляя всех поименно, скажем только,
что на отделочных работах были задействованы 150
человек, семь известных квалифицированных
специалистов восстанавливали внутренний и наружный
декор, лепные украшения из гипса и папье-маше
(руководил мастерской по лепке и скульптурным
работам член Союза художников России В. Лозинский,
реставраторов «Иркутскпромстроя» возглавила Г.
Сопот).

Л.М. Гуревская: «Мне тоже приходилось многому
учиться на этом объекте. Очень устала, так как
множество вопросов решалось на ходу. Неоценимую
помощь и поддержку оказал в период работ А.И.
Шлойдо, который при любом споре вставал на нашу
сторону: «Делайте так, как говорит архитектор».

!I7!Всего над реконструкцией и реставрацией театра
работало более тысячи человек. Невозможно
переоценить труд инженеров и техников, художников и
реставраторов, штукатуров и плотников, плиточников и
маляров, чьи руки в трудное время поддержали старый
театр, помогли ему твердо встать на земле иркутской,
и театр платил полной мерой благодарности за это.

Ю.А. Ладейщиков: «Казалось, сами стены старого
театра излучают свою энергетику».

Удивительное дело: грандиозные и, безусловно,
дорогостоящие восстановительные работы в театре
начались в экономически непростое время, когда
учителя и врачи месяцами не получали зарплату.
Однако столь велики были гордость иркутян за свой
театр и желание помочь ему выстоять и преобразиться,
что не было даже намека: мол, нескромно и
несвоевременно сейчас возрождать дворцы и храмы.
Всего на ремонтные, строительные и реставрационные
работы, в том числе на приобретение и установку
нового оборудования, было израсходовано 267
миллионов рублей, из них 261 миллион — из областного
бюджета. И сегодня каждый может убедиться, что
средства потрачены не зря.

Такое отношение населения и местных органов власти к
национальному объекту истории и культуры
продиктовано не только славной традицией, но и
высокой степенью осознания себя частью великой
страны. При достаточном и своевременном
финансировании и четкой организации работ решающая
роль в достижении успеха, безусловно, принадлежал
человеческому фактору. Даже в самые трудные моменты,
работая в полторы смены в условиях сплошного
форс-мажора, люди не жаловались, понимая, что
восстановить такой театр — заслуга каждого
участника. На драмтеатре одновременно работали почти
четыреста человек, но нарушений дисциплины
практически не было, как не было хищений и
воровства. Разве что один светильник исчез и бра
настенное по коридору, но и их потом нашли
(электрики сняли по причине неисправности).

А.П. Лайкин: «В наших условиях за два года освоить
такую махину было непросто. Когда на многих других
стройках из-за экономической нестабильности народ
просто разбегался, «Иркутскпромстрою» удалось именно
на этом объекте удержать свой коллектив. Проблем и у
нас было предостаточно, но всем участникам процесса
придавала сил одна мысль: делаем-то для себя, для
детей своих и внуков, делаем свой театр».

Незаметно
для общеисторического процесса прошли пять лет после
того, как вновь был открыт драматический театр. По
прогнозам специалистов, в ближайшие пять-семь, а
может быть и десять, лет вряд ли кто в Иркутске
сможет осуществить что-либо подобное.

Л.М. Гуревская: «Можно сказать, что с учетом
немыслимых темпов, сложности работ, изношенности
здания результат получился неплохой».

Приходя в театр спустя 5 лет после реконструкции,
строители, реставраторы ощущают, что время
продолжает вносить свои коррективы: появляются
трещинки на стенах, где-то заметны сколы на
гранитных ступенях, немного блекнут краски.
«Конечно, такого масштаба восстановительных работ
театру не понадобится в ближайшие сто лет, но только
при условии поддержания здания эффективным текущим
ремонтом», — говорят специалисты.

Ю.А. Ладейщиков: «С одной стороны, нам удалось
общими усилиями прежде всего остановить процесс
разрушения и утраты нашего театра, бережно
сохранить, отреставрировать, восстановить этот
бесценный памятник иркутской истории, архитектуры,
градостроительства, с другой стороны, это дало
своеобразный импульс дальнейшему развитию
архитектуры, органичному включению и обогащению ею
сложившейся исторической среды города».

!I8!Пять лет — много это или мало? Попытаемся понять,
заглянув в недалекое прошлое, перелистав календарь
«наших бед, побед и буден». Цифры говорят сами за
себя. Более 550 тысяч человек стали зрителями 1376
спектаклей, сыгранных на основной и камерной сценах,
причем 37 спектаклей поставлены впервые, из них 24 —
по пьесам мирового репертуара. Важную страницу в
творческую биографию театра вписали 8 фестивалей, в
рамках которых гостями иркутской драматической сцены
стали театральные коллективы из 29 городов России и
зарубежья. Театр продолжает оставаться мощным
механизмом культурного влияния на умы людей.
Благодаря реконструкции и реставрации Иркутский
академический театр стал не только великолепным
храмом искусства, но и базой для повышения
профессионального мастерства театральных работников
самых разных специальностей. Например, наличие
великолепной современной системы освещения сцены
позволяет регулярно проводить учебные семинары для
театральных осветителей.

Как же не любить свой дом, корнями вросший в
позапрошлый век, а вершиной смело устремившийся в
новое тысячелетие? В этом здании театр живет
полноценной творческой жизнью, достойно участвует в
современном мировом театральном процессе.

Применительно к Иркутскому академическому слово
«театр» отражает многоцветие смысловых оттенков: это
и «явление искусства драматических произведений на
сцене», и «театр архитектурного зодчества». Наш
новый старый театральный дом — пример сочетания
высокого искусства и высокого мастерства, удачного
синтеза архитектуры, скульптуры и
декоративно-прикладного искусства. Созданный во славу
города Иркутска и всей Сибири театр — достойный
памятник культуры «золотого века», заботливо
сохраненный нашими современниками для будущих
поколений.

А.П. Лайкин: «В моей жизни (а я 44 года в профессии)
это самый сложный объект, о котором вспоминается с
душой, тепло. Что пожелать вновь рожденному на
будущее? Театр-дом должен жить вечно, театр-коллектив
должен расти вечно. И пусть славных жителей нового
старого дома минуют все невзгоды».

Ю.А. Ладейщиков: «Очень плохо, когда стены
переживают театр, немногим лучше в современной
жизни, когда театр теряет свои стены. Слава Богу,
охлопковцам не грозит ни то, ни другое. Обновленное
здание, заявляю как строитель, будет стоять еще не
одну сотню лет, а его театральные жители будут
любимы публикой во все времена».

Л.М. Гуревская: «Коллективу хотелось бы пожелать
беречь свой дом. Конечно, многие наши идеи так и не
воплотились, но и то, что сделано таким трудом, надо
сберечь. Желаю зданию драматического театра и всем
его «жителям» не болеть».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры