Приоритет -- социальной справедливости
Реформа системы социальных льгот - вопрос из самых горячих и актуальных. Монетизация станет своеобразным новогодним подарком льготникам, и сегодня, естественно, главный для них вопрос: что будет дальше? Как будут защищены их интересы, насколько готовы соответствующие государственные органы к осуществлению реформы.
Камнем преткновения стал вопрос о том, какие льготы выплачивать
деньгами, а какие сохранять в натуральном виде.
Известно, что в соответствии с законом льготники разделены на две
группы. Для первых льготы финансируются из федерального бюджета. Сюда
включены инвалиды и участники Великой Отечественной войны, члены
семей тех, кто погиб на фронте, Герои Советского Союза, Российской
Федерации, Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы,
ветераны боевых действий, а также члены семей тех, кто погиб в горячих
точках. Далее — те, кто служил в воинских частях в годы Великой
Отечественной, несовершеннолетние узники фашистских концлагерей,
блокадники, а также инвалиды первой, второй и третьей группы. В это же
число входят чернобыльцы и приравненные к ним категории граждан.
К региональным льготникам относятся ветераны труда, участники
трудового фронта и граждане, пострадавшие от репрессий в сталинские годы.
Забота о них — обязанность властей субъектов федерации.
Известно, что в отношении федеральной категории проблема со
льготами решена. Часть льгот им компенсируется выплатами, но отдельные
виды социальных услуг, предоставляемые государством, в течение
следующего года сохраняются в прежнем натуральном виде. Имеются в
виду скидки по оплате «коммуналки» и так называемый социальный пакет,
в который входят, в частности, приобретение лекарств по сниженной цене,
бесплатный проезд в пригородном железнодорожном транспорте и т.д.
У региональных льготников ситуация складывается несколько иначе. В
соответствии с законом местные власти сами решали вопрос — сохранять ли
им натуральные льготы или же заменить их денежными компенсациями. В
последнее время они усиленно занимались тем, что сводили дебет с
кредитом, пытаясь рассчитать те суммы, которые им следует заложить в
бюджеты для своих льготников. В итоге получилось не слишком шикарно, а
в ряде регионов при монетизации объемы выплат оказались и вовсе
копеечные. На этом фоне вопрос о том, какие льготы сохранить в
натуральном виде, а какие компенсировать деньгами, приобрел особое
звучание.
В качестве примера можно привести ситуацию с поездками в
пригородных поездах. У федеральных льготников эта услуга входит в
определенный законом социальный пакет, то есть сохраняется в натуральной
форме, потому что российским правительством был заключен
соответствующий договор с железной дорогой, в котором ежемесячный
проезд льготника оценивается в сумму 40 рублей в месяц. Таким образом,
почти 15 миллионов россиян, относящихся к льготникам федерального
уровня, могут спокойно ездить в пригородных поездах, как раньше,
бесплатно. Они просто приходят в кассу и предъявляют необходимые
«корочки» (удостоверение личности и документ, подтверждающий право на
льготы), по которым им выдают бесплатный билет. Если же предполагаются
частые поездки, то можно сразу получить проездной на один, два или даже
три месяца.
Заметим, что в нашей стране есть и другие «бюджетные» пассажиры.
Это сотрудники силовых ведомств (МВД, Минобороны и т.п.), а также
студенты и школьники, проезд которых по железной дороге
регламентируется другими законами, и в данном случае речь о них не идет.
У субъектов федерации в отношении льготы (для региональной категории
льготников) на пригородный железнодорожный транспорт было два пути.
Либо эту льготу монетизировать, включив ее в общую сумму компенсации,
либо сохранить.
Иркутская область в этом вопросе выбрала середину — золотую или нет,
пока сказать сложно. Как заявила Татьяна Воронова, председатель комитета
по социально-культурному законодательству областного парламента, в
данный момент полностью принят так называемый социальный пакет
законов на будущий год. Остается отработать саму методику предоставления
льгот. Также Законодательное собрание намерено в обязательном порядке
контролировать действующую систему, а если потребуется, подвергать ее
корректировке.
В соответствии с этим законом из примерно 300 тысяч наших региональных
льготников, по данным главного управления социальной защиты Иркутской
области, денежные выплаты и натуральные льготы распределились
следующим образом. Ветераны труда, коих в области насчитывается 234942
человека, будут с нового года получать денежную компенсацию в размере
230 руб. — на оплату проезда в городском транспорте (150 руб.) и оплату
телефона (80 р.). Также у них остаются льготы на оплату жилья и
коммунальных услуг, бесплатное зубопротезирование, а также пригородный
проезд в летнее время железнодорожным и автомобильным транспортом.
Труженики тыла и граждане, пострадавшие от репрессий, начнут получать по
150 руб. на компенсацию проезда городским транспортом. Что касается
натуральных льгот, то все вышеназванные категории граждан
получат 50-процентную скидку на лекарства,
выписанные по рецепту врача. Тыловики и реабилитированные граждане
смогут осуществлять изготовление и ремонт зубных протезов бесплатно.
Пострадавшие от репрессий смогут воспользоваться 50-процентной
скидкой на эти
услуги, однако у них остаются льготы по оплате ЖКХ. Кроме этого,
депутаты Законодательного собрания решили оставить льготы на
проезд в
пригородном железнодорожном и автомобильном транспорте в летнее время
в натуральном виде. Как нас заверили в управлении социальной защиты,
этот вопрос должен решиться в первом квартале 2005 года.
Словом, льготы на пригородную электричку сохраняются, но только на
летнее время. С одной стороны, это логично, поскольку, начиная с мая,
в связи с открытием огородного сезона число пассажиров
электричек существенно возрастает. Среди них, естественно, и немало
региональных льготников. С другой стороны, немало наших пенсионеров,
среди которых много ветеранов труда, пользуются услугами пригородной
железной дороги круглый год. И получается так, что эта категория граждан
становится ущемленной в своих правах. Судите сами, если из общей суммы
компенсации в 230 рублей 150 идет на компенсацию на городской
транспорт, а за 80 — за телефон, то на электричку уже ничего не остается, и
наш ветеран труда будет на ней ездить за свои кровные. В то время как
проезд по железной дороге в зависимости от зоны, а их всего четырнадцать,
обойдется от 7 до 38 рублей. Конечно, не все из них пользуются в зимнее
время услугами пригородной железной дороги. Но и для тех, кто на
электричках не ездит, выигрыша опять же никакого. Ведь именно за эту
льготу компенсации они не получают.
Кроме того, в отношении летнего проезда каких-либо конкретных договоров
и соглашений с железнодорожниками, как это имеет место в других
регионах, пока не подписано. Словом, вопрос повис в воздухе — ясно
только, что уже через два дня наши ветераны труда поедут на электричке
полностью за свой счет. В этой ситуации решение властей в
отношении пригородного железнодорожного транспорта больше похоже
на полумеру, чем на золотую середину.
Возможно, что при решении этого вопроса стоило учесть опыт других
регионов, которые сохранили льготы на поездки в электричках в течение
всего следующего года. Таким образом, они выиграли сразу по двум
направлениям.
Во-первых, соблюдена социальная справедливость. В этих областях
ветеранов труда, участников трудового фронта и граждан, пострадавших от
репрессий, не стали лишать права льготного проезда на электричках. То есть
их уравняли в правах с федеральными льготниками.
Во-вторых, власти этих регионов не стали создавать лишних неудобств
для своих стариков. Известно, что старшее поколение тяжело переносит
любые новшества в их жизненном укладе, особенно те, что доставляют им
дополнительные хлопоты. Так что они будут продолжать ездить, как и раньше.
И не будет им лишней нервотрепки и переживаний.
Не надо забывать еще и о том, что компенсации будут выдавать не
сразу, а через определенный срок. По словам Семена Крутя, начальника
главного управления социальной защиты населения, денежные компенсации
будут выдаваться иркутским льготникам с января будущего года. В то
время, как ехать кому-то придется уже в новогодние праздники. При
сохранении круглогодичной льготы такого рода коллизии невозможны.
Может быть, и иркутским властям стоит подумать о том, чтобы
не ограничиваться полумерами, а продлить сохранение льгот на проезд в
электричках в течение всего года, заключив договор с железнодорожниками?