Фантазии и реальности
Сможет ли страна выпутаться из транспортной сети Россия, год 2025-й. Завершилась реализация Транспортной стратегии государства, в которую было вложено более 250 миллиардов долларов Иностранцы с почтением взирают на наши суперсовременные дороги, диковинные летательные аппараты и гигантские океанские лайнеры, стоящие у модерновых причалов. Россияне же с чувством глубокого удовлетворения взирают на иностранцев из окон собственных автомобилей (8 из 10 российских семей уже имеют таковые), вдыхая необыкновенно чистый воздух (доля транспорта в загрязнении окружающей среды снизилась в 1,5 раза) и чувствуя себя при этом в безопасности (число погибших на дорогах сократилось на 50%).
Эта картина взята не из фантастического романа — именно
так через 20 лет должна выглядеть транспортная система РФ в
случае реализации государственной Транспортной стратегии.
Не стоит, правда, забывать старую пословицу, которая гласит:
«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги».
Несомненно, проблема реструктуризации транспортного
комплекса назрела давно. Единая транспортная сеть в
европейской части России развита недостаточно, а в азиатской
просто отсутствует. По этой причине подвижность населения в
РФ почти в 2,5 раза ниже, чем в развитых странах, а 28 тыс.
населенных пунктов, расположенных на Крайнем Севере,
Дальнем Востоке и в Сибири, в которых проживает более 12
млн. жителей (почти 10% населения), вообще не имеют доступа
к основным транспортным коммуникациям. Стало быть,
появление Транспортной стратегии вполне объяснимо. Правда,
пути ее реализации весьма спорны.
Еще в конце 2003 г. в ходе обсуждения этого документа
Владимир Яковлев, курировавший тогда транспортный
комплекс, подверг концепцию стратегии жесткой критике. Он
с возмущением говорил о том, что в документе нет имен
руководителей и ведомств, отвечающих за выполнение
задействованных в ней положений. Кроме того, Минтранс не
проявил должной активности в защите своих интересов ни
перед Минфином, ни перед Минэкономразвития, ни перед
другими министерствами и ведомствами, от которых зависело
выполнение всех планов по реализации документа.
И все же в марте 2004 г. концепция стратегии была
одобрена правительством, а в конце декабря прошлого года —
скорректирована на расширенном заседании Минтранса.
Причем на этом заседании выяснилось, что реализовать все
задуманное необходимо не до 2025 года, а на 5 лет раньше.
В документе содержатся три сценария реализации
Транспортной стратегии: оптимальный, умеренный и
неблагоприятный. Интересно отметить, что выполнение всех
сценариев связано не с повышением ВВП и ростом высоких
технологий, а с сохранением лидирующей роли
нефтедобывающего комплекса в экономике страны и экспорте
России, а проще говоря, с мировыми ценами на нефть.
Если цены резко упадут (до 18 долл./баррель и ниже), то
экономику страны ожидает коллапс и, как следствие,
неблагоприятный сценарий осуществления Транспортной
стратегии. Его реализация будет протекать в условиях
отрицательных темпов экономического развития, обострения
социальных проблем, безработицы и забастовок. В этом случае
уже в 2005-2006 гг. данный сценарий сам становится тормозом
экономического развития России.
Два других сценария связаны с относительно высокими
ценами на нефть и золотым дождем иностранных инвестиций,
которые к 2020 г. должны вырасти в 7 раз. Это также похоже на
фантастику, ибо уже сегодня прямые инвестиции в экономику
не превышают 6 млрд. долл. в год, и их годовой прирост составляет
не более 10%.
Не менее призрачной видится возможность реализации
стратегии в части объемов выделяемых средств. На ее
реализацию до 2010 г. необходимо выделять 4% ВВП, или
около 20 млрд. долл. ежегодно. После 2010 г. — 3% от ВВП.
Характерно, что львиную долю средств (около 70%) должно
выделить не государство, а частные инвесторы и сами
предприятия, заинтересованные в развитии транспортной
структуры. Сложно говорить о том, что нас ждет в будущем, но
сегодня, с учетом современной динамики деловой и
инвестиционной активности, все это выглядит полной
фантастикой.