Неоплаченный проезд
Сообщения, поступающие из российских городов с
первых дней нового года, стали напоминать сводки с мест
боевых действий.
Лишенные права на бесплатный проезд в общественном
транспорте пенсионеры и другие категории граждан, которые
раньше назывались льготниками, отказались выполнять новые
правила. Полагающиеся выплаты не были произведены во
время новогодних каникул, и многие люди лишились денег на
проезд. В одном городе агрессивные старушки понаставили
синяков кондуктору, который пытался взять с них проездную
плату. В другом водитель отказался следовать по маршруту,
потому что в салоне троллейбуса находились пенсионеры, ни
под каким видом не желавшие расставаться с «живыми»
деньгами. В третьем случае попытка кондуктора «обилетить»
сотрудника милиции привела к тому, что страж порядка
вызвал подкрепление в лице дорожно-патрульной службы.
Однако вскоре конфликт между работниками транспорта
и бывшими льготниками приобрел совсем другой характер. Во
многих городах прошли массовые выступления пенсионеров
против отмены не только бесплатного проезда, но и
социальных льгот в целом. Многотысячные толпы
перекрывали движение по главным магистралям городов. В
наибольшей степени свою активность проявили жители
Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Ижевска, Нижнего
Новгорода, Ангарска. Свои претензии пожилые люди
адресовали местным и верховным властям, обвиняя их в
наплевательском отношении к интересам граждан. Бунтующих
пенсионеров поддержали российские профсоюзы, некоторые
политические партии. Свое отношение к акциям протеста
выразил глава Русской православной церкви. Он призвал
власть внимательно отнестись к требованиям людей.
В результате стало очевидным, что федеральный центр
не сделал всего необходимого, чтобы переход с одной формы
поддержки малоимущих на другой прошел без срывов.
Исполнительная власть на местах не получила своевременную
поддержку для оперативной и полной компенсации льгот.
Но гораздо более важным надо признать другое
обстоятельство. Уровень пособий, которые государство
предложило взамен существовавших льгот, оказался настолько
низким, что не смог компенсировать их потерю. Российские
политики заговорили о том, что реформу социальной сферы
надо было начинать с изменения доходов населения,
увеличения платежеспособности граждан. Тогда утрата льготы
на проезд не прошла бы столь болезненно, не превратилась в
то, чем стала — унижением бедностью.
Похоже, инициаторы монетизации поняли это только
после того, как тысячи людей истрепали себе нервы в
манифестациях на улицах, а остальные испытали боль за
стариков и стыд за государство.
Инициатором ответных шагов выступила «Единая
Россия». Президиум генерального совета партии собрался на
экстренное заседание, в котором принимали участие все
министры социального блока. Правительству предложено на
месяц раньше планируемого срока увеличить размеры пенсий.
Уже в феврале базовая часть пенсионных выплат будет
составлять не 660 рублей, как раньше, а 760. С 1 августа 2005
года начнется ежемесячная индексация денежных выплат всем
категориям льготников не менее чем на коэффициент
инфляции. Раньше срока будут проиндексированы пенсии. Это
означает, что денег люди будут получать больше. Что касается
работников правоохранительных органов, то правительство
обещало выплачивать им надбавки к должностным окладам,
чтобы покрыть расходы на платный проезд.
Не обошла вниманием высшая партийная власть и
российские регионы. Местным властям рекомендовано
установить стоимость абонемента на проезд в общественном
транспорте для бывших льготников в размере той суммы,
которую они получают в качестве денежной компенсации за
бывшую льготу. Кроме того, стало известно о намерении
внести изменение в действующее законодательство с тем,
чтобы региональные льготники получали свои деньги таким
же порядком, как и «федералы», через территориальные
отделения Пенсионного фонда. Это позволит избежать
проволочек и осуществлять постоянный контроль.
Массовый протест пенсионеров принес свои плоды. Но
платить за проезд рано или поздно придется. Скорее всего,
правительство не пойдет на отмену денежных выплат и
реставрацию льгот. Однако январские события должны
заставить российское руководство смягчить подходы к
реформе ЖКХ, внимательнее присмотреться ко всему, что
определяет стоимость жизни каждого гражданина. Уже
известно, что по запросу депутатов Госдумы антимонопольная
служба и федеральное ведомство, надзирающее за защитой
прав потребителей, займутся проверкой обоснованности
повышения тарифов с начала 2005 года на жилищно-
коммунальные услуги, транспорт и связь.
Стало очевидным, что продолжать социальные реформы
прежними методами нельзя. При принятии любого решения из
поля зрения власти не должен уходить живой человек —
пожилой или студент, военнослужащий или ветеран. Если
министерские чиновники по-прежнему будут мыслить
интересами «категорий населения», а не живых людей,
социальный протест будет только нарастать. В этом никто не
заинтересован. Ведь неоплаченный проезд может завести в
тупик.