Мы защищаем добросовестных плательщиков
Интервью с директором по продаже энергоресурсов ОАО "Иркутскэнерго" Борисом Матвеевичем Розенраухом
— Борис Матвеевич, сейчас во многих городах, где расположены ТЭЦ
«Иркутскэнерго», идет речь о передаче тепловых сетей в аренду энергокомпании и
создании единых тепловых узлов. В чем заключаются преимущества этих процессов:
для муниципалитетов, для населения, для «Иркутскэнерго»?
— В первую очередь нужно сказать о том, что процесс производства и потребления
тепла достаточно специфичен. Прежде всего из-за того, что наша продукция потребляется
в момент ее производства (и не может быть положена в склад). Появление посредника между
производителем и потребителем, обычно в лице муниципального предприятия-
перепродавца, вызвано отнюдь не экономической целесообразностью. Особенно очевидна
бесполезность этой надстройки в условиях рыночной экономики. Ведь именно
«Иркутскэнерго», как производитель, отвечает за соблюдение технических параметров
теплоносителя, за бесперебойность подачи тепла и т.д. Однако наличие посредника,
который имеет другую форму собственности, иное подчинение и свои собственные
задачи и интересы, означает, что ответственность за предоставление потребителю
качественного продукта разделяется.
Поэтому первое и совершенно очевидное преимущество для потребителя — это
персонификация ответственности за качество продукции, бесперебойность и надежность
теплоснабжения. Потребитель не должен вникать, кто, на каком участке и за что отвечает,
— ответственный должен быть один. Еще один немаловажный плюс при устранении
лишнего звена в лице посредника — возможность сдерживать энерготарифы. Если в
настоящее время «Иркутскэнерго» не может влиять на издержки перепродавца, который
стремится заложить все свои затраты в тарифы, то при создании единой производственной
цепочки происходит объединение дублирующих функций — администрирование,
диспетчерские и ремонтные службы, автотранспорт и т.д. А то, что «Иркутскэнерго»
умеет сдерживать тарифы, мы доказали тем, что не повысили тарифы на 2005 г.
В создании единой, прозрачной, выверенной технологической цепочки, в снижении
издержек на транспортировку продукции до конечного потребителя заключается и
интерес «Иркутскэнерго». Повышение управляемости и маневренности в вопросах
теплоснабжения — это именно тот путь, по которому предстоит пройти компании для того,
чтобы уверенно чувствовать себя в условиях реформирования ЖКХ.
Не менее очевидны и плюсы для муниципалитетов, которые в лице «Иркутскэнерго»
приобретают надежного, ответственного партнера, готового инвестировать средства в
инфраструктуру муниципального образования. Прозрачная компания с ясно определенной
ответственностью — это комфорт в домах жителей, стабильная зарплата для сотрудников,
отчисления в бюджет. Кроме того, это эффективное управление муниципальной
собственностью и дополнительный доход в городскую казну.
Мы считаем, что тепловые сети — это логическое и технологическое продолжение
процесса производства тепла. И мы в рамках «Иркутскэнерго» также создаем тепловые
узлы, объединяющие ТЭЦ и сети, которые позволят максимально эффективно
использовать все наши ресурсы.
— Какие первоочередные меры реализует «Иркутскэнерго» при приемке сетей и
в течение какого срока вновь принятые тепловые сети получают необходимые
инвестиции?
— Безусловно, при приеме сетей мы прежде всего берем на себя ответственность за их
восстановление и дальнейшее поддержание в надлежащем состоянии. При формировании
единой технологической цепочки «производство—транспорт—потребитель» мы отвечаем за
все от начала до конца, а также за создание комфортных условий для наших
потребителей.
Однако перед тем, как делать какие-либо предложения о приемке сетей, мы
проводим тщательное обследование и стараемся обосновать, насколько серьезных затрат
и дополнительных инвестиций требует состояние сетей от тех, в чьем ведении или
управлении они находятся. Там, где состояние сетей тяжелое, мы договариваемся о
совместном финансировании. В частности, есть такая договоренность по Ангарску, где
участвует и третья сторона — областная администрация. Сейчас мы занимаемся приемкой
сетей в г.Иркутске, здесь мы тоже сумели убедить мэра, что определенная доля
инвестиций со стороны городского бюджета должна быть предусмотрена.
По Усолью мы также озвучили свои цифры и попросили включить в бюджет 10 млн.
рублей, при этом мы сами готовы вложить дополнительно со своей стороны 32 млн.
рублей уже в 2005 г. и вкладывать в дальнейшем. Здесь нужно пояснить, что речь идет о
конкретных инвестициях, поскольку, по нашей информации, в прошедшем году в Усолье
реальных инвестиций не было, были освоены только средства ремонтного фонда.
Таким образом, для каждого города составляется своя отдельная программа, сроки
восстановления сетей напрямую зависят от их состояния. Инвестиции и планы по
приведению данных сетей к стандартам «Иркутскэнерго» по конкретным узлам и сетям
тщательно расписываются и согласовываются с администрациями территорий. И, как мы
убедились, наши стандарты и требования по аварийности, контролю за состоянием сетей,
качеству ремонтов значительно выше стандартов, предусмотренных в эксплуатации
коммунальных хозяйств.
В конечном счете, как я уже сказал, в выигрыше должны оказаться все участники
этого процесса
— Что вы думаете по поводу таких высказываний, как: «За счет приема сетей
«Иркутскэнерго» стремиться увеличить свою монополию»?
— Действительно, один из «аргументов», который иногда приводят наши оппоненты, —
это то, что «Иркутскэнерго» стремится стать еще большим монополистом. Для меня
удивительно, как мы можем стать, например в Усолье-Сибирском, монополистом еще в
большей степени. Ведь если теплоснабжением города занимается единственная ТЭЦ-11,
то каким образом можно еще больше увеличить степень нашей монополии? Ведь она и
так по сути стопроцентная, поскольку в Усолье нет других теплоисточников. С другой
стороны, если в городе появятся другие тепловые источники, то есть антимонопольное
законодательство. И согласно ему мы обязаны предоставить недискриминационный
доступ к сетям. Это относится к любым магистральным сетям, находящимся в любой
форме собственности.
— Насколько сильно поменяются взаимоотношения между «Иркутскэнерго» как
производителем и потребителями тепла при создании единого теплоснабжающего
предприятия?
— Наиболее важно то, что добросовестный потребитель, точно и в срок оплачивающий
потребленные им энергоресурсы, выиграет от нашего сотрудничества. Будучи более
мобильными, мы можем точно выявлять тех, кто действительно не платит, и
воздействовать на них, работать с ними адресно. В случае, например, если администрация
имеет перед нами долги, будет ограничена подача тепла в здание администрации, но
жители близлежащих домов никак не пострадают.
И наоборот, если жильцы определенного микрорайона желают получать горячую
воду круглогодично, мы сможем предоставлять им эту услугу, это в наших интересах —
увеличить загрузку и сетей, и станции, чтобы более эффективно загружать оборудование
и тем самым снижать себестоимость, которая, в свою очередь, влияет на энерготарифы.
Мы защищаем добросовестных плательщиков.