"В России нужно возродить традицию почтения к старикам"
Выступления пенсионеров, вызванные непродуманной реализацией реформы льгот, вызывают повышенное внимание к проблемам старшего поколения. Своей точкой зрения по поводу того, что больше всего беспокоит людей старшего возраста, с обозревателем "Страны.Ru" Евгением Евдокимовым поделился известный российский психолог Леонид КИТАЕВ-СМЫК.
— Леонид Александрович, насколько проблемы людей
старшего возраста влияют на состояние всего общества?
— Западные психологи доказали, что угнетенные,
обездоленные старики дряхлеют и умирают молча.
Проправительственные психологи-консультанты
сориентировали российское правительство на такой вариант.
Но не изученные психологами российские пенсионеры — не те,
что на Западе. Наши старики заряжены ненавистью к
властным виновникам прошлых их невзгод и потому — ко
всякой власти. Проблема не в том, что кто-то подначивает
пенсионеров к массовым протестам (хотя и это не исключено,
конечно). Просто они не хотят умирать молча.
— Как вы думаете, можно ли говорить, что сейчас общество
разделилось в своем отношении к пенсионерам на тех, у
кого есть родители старшего возраста, и на тех, у кого их
нет?
— Представить себе такое разделение — это несколько
упростить ситуацию. Потому что даже те, у кого нет
родителей-пенсионеров, не могут не относиться по-
человечески к окружающим их людям. Но эти отношения
достаточно сложны.
Давайте посмотрим психологический эффект негативного
давления, то есть подавления, угнетения старшего поколения.
Оно очень уязвимо непониманием и тем, что воспринимается
как унижение. Пожилые люди очень чувствительны к
психологическому невосприятию или отрицанию их былой и
нынешней значимости.
Более того, у некоторых из них проявляются неприятные
психические механизмы для получения информации, неких
психологических сигналов о своей ценности. Это частое
напоминание о себе, брюзжание и стремление поучать. Их
называют «склеротиками». Но у них часто нет никакого
склероза кровеносных сосудов. Просто такой человек
прорывается к информации о своей социальной полезности и
значимости.
При этом отсутствие такой информации, которую старшее
поколение воспринимает через уровень одобрения по
отношению к себе, ведет к его дряхлению и умиранию.
Другими словами, это угнетение приводит к одряхлению,
усугублению старческих болезней.
Теперь посмотрим, как неприятие моральной и материальной
значимости старшего поколения и его былых заслуг
действуют на тех, кто младше. Люди зрелого возраста видят,
что и им вскоре предстоит такое же неуважение, когда они
потеряют силы, когда, отработав свое, они не смогут больше
доказывать собственную состоятельность и значимость. И это,
конечно, будет негативно сказываться на них. Поэтому я хочу
подчеркнуть, что угнетение стариков ведет к деморализации и
предыдущего поколения. Она может проявляться и в виде
депрессии, равнодушия к себе и к другим и, наоборот, в виде
агрессии, то есть как бы преждевременного мщения за свое
позорное будущее.
Наконец, люди младшего поколения, дети и молодежь,
видя, как пренебрегают старшими, будут бояться взрослеть. У
младшего поколения будет застойный инфантилизм, оно
будет всячески стремиться, не становясь взрослыми, получать
радости жизни прямо в том детском состоянии, в котором оно
есть.
В связи с этим может быть и увлечение наркотиками, а также
играми (я имею в виду простейшие дебилизирующие игры, а
не развивающие, потому что игры могут быть разными). Это
будет и детская жестокость, агрессия как месть за свое
несостоявшееся будущее. Также это может порождать
«синдром беглеца», когда дети будут убегать из дома. Между
прочим, этот же синдром может быть и у среднего поколения —
они тоже могут захотеть куда-то удрать, например, уехать в
другую страну, в другую семью, чтобы попытаться найти что-
то лучшее. Или, напротив, начнут бомжевать.
— Что должно измениться в обществе, чтобы можно было
избежать этих психологических проблем?
— Нужно возродить феномен аксакальства (или старчества,
если говорить по-русски), когда старый человек
воспринимается как святой. И не важно, богатый он или
бедный, умный или глупый. Войдя в старость, человек должен
быть почитаем. Только тогда и молодое поколение, в свою
очередь, будет жить спокойно и без страха, зная, что они
никогда не перестанут быть желанными для общества, с
возрастом приобретут больше, став почитаемыми людьми. Те
этносы, в которых был введен институт старчества, традиции
старчества, аксакальства, выжили. И к их числу относимся и
мы, потому что в России почитание стариков некогда было
первейшим делом.
Любое нарушение такого рода психологических устоев
непременно ведет к деградации, деморализации и, в конечном
счете, вымиранию общества. Я думаю, что сейчас это одна из,
может быть, не главных (потому что есть другие, более
важные), но все же существенных причин вымирания России.
В особенности это касается славянской ее части, которая
ежегодно уменьшается на миллион человек. Эта тенденция
наблюдается на протяжении последних 12 лет, и статистика
показывает, что и в прошедшем году ситуация не улучшилась.
— Леонид Александрович, как вы думаете, есть ли
предпосылки к тому, чтобы сломать негативные
тенденции и возвратиться к традиции почитания старших,
о которой вы говорите? И чья это в первую очередь
задача, от кого это больше всего, на ваш взгляд, зависит?
— Когда вы говорите «сломать», то правильно формулируете
то, что нужно сделать. Нынешняя ситуация, сложившаяся в
нашей стране, в конечном итоге ведет не просто к обнищанию
стариков, а к моральному унижению и ломке их психики.
В нашей стране стариков слишком много, и поэтому среди
власть имущих, видимо, есть мнение, что нет возможности их
всех обеспечить должным образом в существующих трудных
или, по крайней мере, декларируемо трудных условиях. Когда
не получается до конца обучить новые кадры,
модернизировать промышленность и сельское хозяйство, где
уж тут думать о стариках.
В такой позиции есть своя логика, но дело в том, что, если
пренебречь стариками, то никакие реформы не будут
целесообразны, потому что общество будет деморализовано,
этнос деградирует и просто исчезнет в конце концов. Так
что, действительно, здесь должны быть предприняты какие-то
радикальные, «силовые» меры, за которыми должно стоять то,
что принято называть волевыми решениями власти. Слом
нынешней административной элиты и ее губительной
«логики». Эволюционно это сделать невозможно. Если мы
будем на это надеяться, то наш этнос и страна обречены на
замещение другими этносами, что уже происходит.
— Я бы хотел уточнить. Когда мы говорим «представитель
пожилого поколения», то кто это конкретно? По каким
причинам, с вашей точки зрения, человек начинает
относить себя к этой группе? Ведь, как известно, многие
люди даже преклонного возраста продолжают работать и
занимать активную жизненную позицию?
— Вы знаете, лингвистические определения здесь не имеют
решающего значения. Совершенно неважно, как кого
называют. Более глубокий вопрос в другом — что происходит с
человеком, когда он становится стариком. В его психике, в его
нервной системе опускаются некие «заслонки старости»,
которые мешают ему видеть и воспринимать свою пользу
окружающим. Но если организм перестает воспринимать
информацию о своей социальной пользе, человек становится
дряхлеюще-старым. И если тогда не давать ему избыточную
информацию о его пользе, даже чрезмерную, как может
показаться молодым, то пожилой человек выключается из
жизни.
Старикам нужно постоянно говорить, что только благодаря им
было сделано все хорошее, что сейчас существует. Даже
дееспособные и очень полезные старики нуждаются в
постоянном, казалось бы, чрезмерном одобрении, поощрении.
«Заслонки старости» мешают им видеть свою реальную
пользу. Чтобы препятствовать их дряхлению, необходима
психологическая поддержка всех сортов: не только одобрение
и хорошее отношение со стороны близких, но и
почетное финансирование (причем не обязательно много
денег, можно давать с возрастом ордена за прошлое и
настоящее, какие-то почетные знаки просто за то, что человек
все еще работает или раньше работал). То есть нужно
уважение старости для психологического здоровья всех
возрастов!