Энергия искусства
В выставочном зале художественного музея имени Сукачева в Иркутске открыта выставка художника и священника из поселка Юрты Тайшетского района Олега Ушакова. В священный сан он был рукоположен в 1998 году, до этого вел вполне светский образ жизни. Закончил Иркутское художественное училище, работал в Прибайкальском национальном парке, был лауреатом конференции "Молодость. Творчество. Современность", стипендиатом регионального Союза художников, принимал участие в городских, российских и международных выставках.
Работы Олега Ушакова удивительны. Привлекают внимание не только
картины, посвященные евангельским сюжетам, но и натюрморты, за
предметами которых проявляется образ человека, его привычки, характер,
устремленность к одухотворенности. Любимые цвета автора
— красный и коричневый, соединенные тонкой градацией тонов и полутонов. В
красном цвете художник видит олицетворение божественной любви, энергии и
жертвенности.
В своих работах Ушаков часто использует цитаты из работ голландских художников,
Средневековья, эпохи Возрождения. «Детство Юлии» — картина заимствована у
Вермеера (Девушка, читающая письмо). У Ушакова Юлия сидит у окна,
на нее льется золотистый свет. Комната
выписана в темно-коричневых и красных тонах. Глаза у девочки закрыты.
Художник считает, что многие люди идут по жизни слепцами, не видящими
льющийся на них божественный свет.
Тема Иисуса Христа для Ушакова излюбленная, в ней образ сына Божьего
предстает в разных ипостасях. На одной картине Иисус восходит на свою
Голгофу, с завязанными руками, без тернового венца. В
работе «Феофан» художник стоит на фоне фрески с ликом Христа. Огромные
глаза сына Божьего источают живую энергию, напряжение, волю. Иконописец
по сравнению с собственной работой кажется маленьким, беззащитным
человеком, вся сила, воля, талант которого отданы работе. Удивительная
картина «Рождество», на которой мы видим Иисуса в окружении ягнят, ослика,
старца Иосифа и Марии — почти девочки с вздернутым носиком. Звезда
Вифлеема источает яркий свет, пронизывающий лик святого младенца.
Олег Ушаков предстает мастером, который может быть в своих работах
абсолютным реалистом, и в то же время ему не чужд символизм, умение
мыслить образами, несущими многоплановую информацию. «Первое письмо»,
«Книжная полка» — предметы, заключающие в себе образную выразительность
знаний человека, его мыслей, исповедальной сокровенности пережитого. Рядом
портрет сына Вани — подростка, путь к вере которого предопределен. «Паша —
паша» (с ударением на последнюю «а») — мальчик в огромном тюрбане, с
пухлыми детскими губами, мясистым носом и совсем не детским взглядом.
«Дусик» — портрет дочери, милой девочки, окруженной сполохом красных
тонов фона картины. В «Алтарнике» — почти рембрандтовское соединение
черного цвета и света, идущего от небольшой чаши с огнем.
У мастера нет ни одной проходящей работы. Каждая продумана, наполнена
энергией художника, посвятившего себя служению Богу и людям. У себя в
приходе Олег Ушаков организовал приют для детей-сирот. Если
они болеют, их лечат врачи, а
ребятишки, в свою очередь, лечат медвежонка Фредди. Священник увидел
пузырек с лекарством, стоящий в бумажном кораблике, приготовленную ложку
— милую детскую заботу о своей игрушке. Так родилась работа «Лекарство для
Фредди».
Говорит художник тихо. Его простые фразы звучат философским обобщением
жизни, бытия. Как и его работы, в простоте которых сосредоточены глубокие
мысли и подлинная красота.