Урезанный статус
Обещанным планам по масштабному переселению иркутян
из ветхого жилья не суждено сбыться. Принятая на
прошлой неделе к финансированию целевая программа
настолько мала, что не сможет обеспечить
строительство даже одного многоквартирного дома. При
принятии бюджета города выяснилось, что в 2005 году
на нее будет выделено 50 млн. рублей из местного
бюджета и 5 млн. рублей из областного. А еще два
месяца назад речь шла о 200 млн., которые на
паритетах должны были направить на эту программу
город и область. Региональная казна, как было
заявлено во всеуслышание, предусмотрит деньги для
Иркутска в качестве субвенции на выполнение функций
областного центра.
Четырехкратный секвестр, как оказалось, никого не
смутил. На удивление, бюджет был принят городскими
народными избранниками практически без обсуждения.
Никому и в голову не пришло спросить: «Где деньги?»
Хотя вряд ли был бы получен прозрачный ответ. Что
будет с этими 100 миллионами, не знает даже мэр
Иркутска Владимир Якубовский.
Между тем в администрации приводят данные о том, что
в городе ветхим и аварийным являются 367,3 тыс. кв. м
жилищного фонда, не менее 5% от всей жилплощади. В
этих домах проживают почти 20 тыс. человек. К тому же
ветхие дома, особенно расположенные в центральной
части города, имеют культурно-историческую ценность,
но одновременно наносят ущерб
художественно-эстетическому облику города. В связи с
чем в ноябре, в разгар борьбы за субвенцию (надо
сказать, что Иркутск и вовсе мог лишиться этих денег
в связи с изменившимся федеральным
законодательством), Владимир Якубовский заявлял, что
«сложившаяся ситуация в жилищнокоммунальном комплексе
Иркутска тормозит социально-экономическое развитие
города, что не позволяет на должном уровне обеспечить
выполнение городом функций областного центра».
В целом на программу «Переселение граждан из ветхого
и аварийного жилья в г. Иркутске» на 2005 — 2007 годы
в городе сначала возлагались очень большие надежды.
Она «должна обеспечить рост темпов жилищного
строительства в областном центре, сохранение и
восстановление жилых домов — памятников истории и
культуры на территории Иркутска, признанных ветхими и
аварийными», — цитировали мэра информагентства. В
течение трех лет на переселение собирались направить
900 млн. рублей. Но первый блин оказался комом.
Впервые принятая в городе программа по переселению из
ветхого жилья не имеет не только достаточного
финансирования, но и ясного понимания самой
процедуры. Власти не только затрудняются назвать
участки, где будет проводиться снос, но и не могут
объяснить, по какому принципу они будут отбираться.
Опытные люди, сведущие в бюджетном процессе куда
больше обывателя, на сложившуюся ситуацию смотрят
достаточно просто и не удивляются вдруг
переменившимся планам по расходованию региональных
денег. Субвенция на исполнение функций областного
центра всегда была предметом договоренностей, а ее
размер зависел от лояльности мэра губернатору.
Функции областного центра было понятием весьма
условным, рассказал мне в прошлом высокопоставленный
чиновник администрации области. Причем порядок
расходования средств никто особенно не контролировал.
Это могли быть деньги на ремонт больниц или
строительство дорог.
В прошлом году, к примеру, Иркутск получил 170 млн.
рублей на выполнение функций областного центра. Их
направили на гашение бюджетного дефицита,
строительство Дворца бракосочетания и ледового
дворца, содержание дорог, мостов и реконструкцию
уличного освещения. Изменения Бюджетного кодекса
заставили в прошлом году внести изменения к закону «О
статусе областного центра Иркутской области», теперь
за счет предоставляемых городскому бюджету субвенций
из областного бюджета финансируется обеспечение
затрат города, не отнесенных к вопросам местного
значения.
В Законодательном собрании сказали, что Иркутск, вне
всяких сомнений, получит 100 млн. рублей, заложенных
на выполнение функций областного центра. Но лишь при
наличии четкой программы. Какая это будет программа
— дело исполнительных властей города и области. По
большому счету судьбу субвенции еще раз будет решать
административный комитет при губернаторе. Отказ от
включения в областную субвенцию программы по
переселению из ветхого жилья вице-спикер Геннадий
Истомин объяснил тем, что ветхое жилье есть во многих
территориях и реакция на передачу денег именно для
Иркутска со стороны мэров Братска или Ангарска вполне
предсказуема. Он считает разумным направить эти
деньги на объекты, которые повысили бы
привлекательность Иркутска для туристов. Таких, к
примеру, как усадьба Сукачева, из которой можно
сделать достопримечательность Иркутска.
Сложно сказать, что именно предложат городские
власти. В последнее время мало кто из городских
чиновников делился своими соображениями о том, как
будет развиваться город. В связи с этим очень
показательным выглядело выступление на семинаре
«Байкальский регион: стратегия развития, качество
роста и региональная интеграция» одного из неформальных
лидеров иркутского депутатского корпуса. По его
мнению, город должен в ближайшее время сделать все
для того, чтобы стать сервисным и коммуникационным
центром для обслуживания проектов, которые
разворачиваются в регионе. «Здесь должна быть
комфортная площадка для переговоров и нахождения
классных специалистов, зараженных высоким уровнем
требований, привыкших ездить на хороших автомобилях
по хорошим дорогам», — заключил он.
Вот такой вектор будет задавать Иркутску местная
власть. Очевидно, что отсутствие стратегии развития
города стало причиной того, что обоснование расходования уже заложенных в бюджет
100 млн. рублей, получает странное звучание. И, имея
стартовые условия лучше красноярских, областной центр
сегодня выглядит менее привлекательным, чем западный
сосед. Красноярск (к слову, город никогда не получал
никаких субвенций на исполнение функций краевого
центра) давно и очень успешно конкурирует с Иркутском
за статус столицы Восточной Сибири. В самое ближайшее
время конкуренция региональных центров возрастет с
еще большей силой. Уже сегодня разные стратегии
говорят о чрезмерной нагрузке на два главных города
страны — Москву и Санкт-Петербург и о необходимости
создания региональных столиц, которых будет 10-12 в
стране. В настоящее время эту конкуренцию
подстегивает стремление региональных центров
разместить на своей территории исследовательские
университеты, число которых в стране также будет
ограничено.