издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Коммунальные принципы

  • Автор: Александр АНТОНЕНКО, "Восточно-Сибирская правда"

На реформу ЖКХ нужно 5 триллионов рублей С 1 марта вступает в силу новый Жилищный кодекс. В нем определены зоны ответственности за сохранность жилфонда со стороны собственников и эксплуатационных служб, расписаны права субъектов на перепрофилирование жилого фонда, ужесточаются меры за неплатежи по квартплате, отменяется бесплатная приватизация жилья и др.

— Можно ли надеяться, что вступление в силу нового
Жилищного кодекса и 27 законов по жилищному
вопросу не ухудшат положение наших граждан? — такой
вопрос задал корреспондент «ВСП» председателю комитета по
жилищно-коммунальной политике областной администрации
Петру Воронину.

— Думаю, жителям Приангарья этот закон ничем
особым не грозит, хотя в некоторых субъектах
федерации он может вызвать весьма негативную реакцию,
отметил П. Воронин. — И связано это прежде всего
с неподъемными расходами на
коммунальные услуги, ужесточением мер за неплатежи,
переориентацией социального жилья по усмотрению его
собственников. К примеру, семья осталась без работы,
живет на пособие в 3000 рублей, из которых более 600
рублей — плата за коммунальные услуги. Не внес — через
шесть месяцев выселяйся.

У нас права и интересы простых граждан от непомерных
платежей защищает региональный закон «О социальной
политике и мерах дополнительной социальной защиты
населения». В нем предусмотрена двухуровневая
дифференциация максимально допустимой доли собственных
расходов граждан в совокупном доходе семьи — от 12%
(свыше одного прожиточного минимума) до 22% (до трех
прожиточных минимумов). К примеру, если семья из трех
человек проживает в двухкомнатной квартире площадью 60
кв. м и ее совокупный доход составляет 6-7 тыс. руб.,
то ее минимально допустимая доля платежа составит не
22%, как предусматривается общероссийскими мерками, а
лишь 12%. При тарифе 27 руб. за 1 кв.м несложно
посчитать ваши расходы на коммуналку.

Для пенсионеров предусмотрена более углубленная
социальная защита. Для них в случае превышения одного
прожиточного минимума квартплата не превысит 6%. А 22%
они будут платить, если средний доход
превышает 3,5 прожиточного минимума. При этом
областная субсидия для одиноко проживающих пенсионеров
предоставляется на всю площадь, но не более 70 кв. м
(в отличие от 33 кв.м федеральной). Так, проживающий на
60 кв.м с пенсией в 2000 рублей одинокий пенсионер
будет платить не 1169, как предусмотрено федеральным
законодательством, а 120 рублей.

Приведем еще несколько примеров оплаты
жилья и коммунальных услуг пенсионерами и
малообеспеченными гражданами:

— один пенсионер с доходом, равным прожиточному минимуму (ПМ)
(2400 руб.), проживающий в квартире площадью 42 кв.м,
будет оплачивать из собственного кармана 168 рублей;

— один пенсионер с доходом ниже ПМ (1850 руб.),
занимающий площадь 70 кв.м, — 111 рублей;

— два пенсионера (не получающие льготы) с доходом
выше ПМ (совокупный доход семьи — 4800 руб.),
проживающие на 50 кв.м, заплатят 336 руб.;

— семья из четырех человек (два трудоспособных, пенсионер и
ребенок) с доходом ниже ПМ (совокупный доход семьи —
8500 руб.), занимающая площадь 61,4 кв.м, заплатит 1020
руб.;

— семья из трех человек (два взрослых и ребенок) с
доходом выше ПМ (10 тыс.руб), проживающая на площади
54 кв.м, будет платить 1300 руб.

— Второе, чего не должны бояться жители области, —
самовольного установления тарифов и платежей, —
— подчеркнул Петр Воронин. — Они будут
устанавливаться только муниципалитетами на основе
независимой экспертизы. Никаких поборов больше быть не
должно.

А вот с этим, думаю, согласятся далеко не все. Первым
«поборником» является само государство в лице
создателей кодекса и законов, которые перекладывают
на жильцов все затраты по содержанию и ремонту жилья.
В том числе и капитальному: расходы по восстановлению
изношенной инфраструктуры будут включаться в
коммунальные платежи. Каков масштаб этих расходов,
сейчас даже трудно представить.

В советские времена их несло государство, а с 1991
года — никто, в результате ЖКХ и очутилось на
краю гибели. В Иркутске, к примеру, более 1 млн.кв.м
жилья, построенного в начале 60-х годов. Этим домам
предписано служить 45 лет. Кто займется их
реконструкцией, перестройкой? Сами жильцы? Только
чтобы стабилизировать ситуацию в ЖКХ, надо, по данным
Госстроя, незамедлительно вложить 5 триллионов рублей
(по состоянию на 2003 год), или по 30 тысяч рублей с
каждого россиянина. И это не все. Добавьте местный
налог на недвижимость. Пока что говорят о высшей
ставке в 1%, что со средней квартиры составит порядка
1000 долларов.

Власть наша со страшной силой рвется в ВТО и обещает
поднять тарифы до мировых уровней. Значит, рост
платежей за квартиру неизбежен и составит как минимум
1-2 тыс. долларов в год. Не за горами и страхование
жилья. Некоторые чиновники называют сумму 2% в год.
Это еще 3 тыс.долларов. Потянет ли такие издержки
средняя семья?

Хочешь не хочешь, приходится соглашаться с мнением
наших читателей: законы приняты поспешно. Коммунальное
предприятие — это прежде всего социальное учреждение,
такое же как поликлиника, школа, детсад…В нем, как в
той же медицине, надо четко придерживаться принципа
«не навреди». Да и десять лет реформирования отрасли и
экономики в целом позитивных результатов не дали —
жизнь людей не улучшилась, большая часть населения
обнищала. Так что распространившееся мнение, что пакет
жилищных законов таит в себе угрозу для благополучия
так называемого среднего класса, вовсе не является
беспочвенным. Семья, еще вчера считавшаяся
обеспеченной, завтра может оказаться у черты бедности
и даже быть выброшенной на улицу. Сколько подобных
семей попадет за эту черту, читатель может
прикинуть сам, познакомившись с новым Жилищным
кодексом и пакетом соответствующих законов.

Выход из этой ситуации видится в снижении затрат и
уменьшении расходов, которые сегодня никто не считает.
Может ли быть порядок и достаток там, где расходуют не
считая, а нормы потребления устанавливают по факту
выданного количества тепла или воды? Наши
беды, говорят специалисты, происходят из-за в отсутствия
заинтересованных в сохранении жилого фонда действенных
управленческих структур. Эти структуры
(полугосударственные или частные компании по
управлению жилым фондом) должны возникнуть на
небольших участках и разрастаться по мере сил и
способностей их менеджеров. Тут главное, как выразился
Петр Воронин, не спешить, не пороть горячку. Хотя и
затягивать решение вопросов ЖКХ дальше некуда. Не
начнем переустройство сегодня — завтра, возможно и
переустраивать будет нечего.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры