издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Красный -- значит красивый

Выставочный отдел "Спасская церковь" областного краеведческого музея представил коллекцию русских костюмов. Она продолжила экспозицию прялок, которая рассказывает о старинном быте, размеренном ходе жизни русских женщин, их умении выращивать лен, собирать его, из гибких волокон ткать полотна, а потом шить костюмы, разукрашивая их орнаментами, лентами, вышивкой.

— Платья, которые мы показываем, воссозданы по старинным образцам
мастерицами Любовью Ждановой, Светланой Ереминой, Ольгой Большаковой, —
рассказывает организатор выставки, ведущий научный сотрудник отдела
фольклора и этнографии Иркутского областного центра народного творчества и
досуга Лидия Мельникова. — Это небольшая часть коллекции мастерской
«Русский народный костюм» ассоциации мастеров народного творчества и
художественных ремесел «Оникс», которой я руковожу. Она была создана в
1999 году для изучения традиций Древней Руси, народного костюма ХVII —
ХIХ веков.

Мы начали предметно изучать Западную Сибирь. Нашли костюмы локальные,
принадлежащие крестьянкам только одной деревни. Особняком стоит одежда
староверов Забайкалья. Но как бы индивидуальна ни была одежда сибиряков,
вся она пришла из России. Северный костюм, например, состоит только из
светлых тонов, смоленский интересен тем, что объединяет север, юг и центр.
Уникально объединение нескольких центров, включающих и влияние
Белоруссии.

На выставке рядом представлены девичий и женский костюмы. Женская одежда
пришла к нам из Рязанской губернии. Она многосложна, состоит из юбки-
паневы, передника, рубахи и шушкана, который называют еще шушун.
Помните у Есенина: «…в старомодном, ветхом шушуне». Девичий сарафан
черный, глухой, по низу богато украшенный — это нововведение в деревенской
моде. Раньше был паневный комплекс — юбка в клетку, передники, кичка или
сорока, украшавшие голову. Когда в моду стал входить сарафан, девушки
считали его предсвадебной одеждой. После свадьбы молодуха надевала
паневный костюм и заплетала косы.

Многие наряды рукодельницы называли именами птиц. Женщина
ассоциировала себя со Вселенной. Ее костюм делился на три части — верхний
ярус, средний и нижний. Верхний — это солнышко, звездное небо, птицы. На
переднике — растительные узоры. Как только рождался
ребенок, его крестили, надевали нательный крест, поясок. Крестильная
рубашечка была из очень мягкой шерсти, она перехватывалась пояском,
служившим оберегом.

Женщины умели делать все. Девочки с трех лет пряли, потом учились ткать,
вышивать. Весь костюм делался вручную. Часто встречающийся
красный цвет означает не только красивый, он повышает иммунитет,
орнамент тоже играет большую роль. К нам пришел доктор, кандидат
медицинских наук, — продолжает рассказывать Мельникова, — изучать
воздействие костюма на женщину. Есть специальные аппараты, которые могут
составить диаграмму иммунитета. Попросили девушку поносить костюм. После
этого ее состояние явно улучшилось. Во время работы я часто кладу
изделие на голову, чтобы снять усталость. Лечебное действие рукотворного
труда неоспоримо. Сделай и лечись этим. Кроме всего, каждая вещь
изготавливается с желанием и любовью. Ручной труд также учит усидчивости,
женщина должна быть терпеливой.

Поясам на выставке отведен специальный раздел. В нем показаны приемы
ткачества, дерганья, плетения в бутылку. Рядом выставка по бисеру, коллекция
традиционных украшений — гайтанов. У кокошников сохранен старинный
орнамент. Если бы сегодня пели в таком кокошнике, было бы приятнее
слушать, — говорит Лидия. — Современным артистам-народникам надо грамотно
выходить на сцену. Придумки сегодняшних модельеров интересны, но костюм
должен быть живым. Фольклорный ансамбль не будет по-настоящему
фольклорным, если костюм не соответствует настоящему русскому образцу. Он
должен быть аутентичен, и его надо правильно подать.

Конечно, подлинную старину вернуть невозможно, но можно вернуть
технологии. Бисер носят и сегодня — гайтаны, бусы, кулоны. Прялка
сама по себе не жила, она жила вместе с женщиной. В принципе, современные
дизайнеры возвращаются к старинным технологиям, кутюрье изготовляют
ручную ткань, которая стоит очень дорого. Этот экологически чистый продукт
покупают, заботясь о своем здоровье. На Западе подобная практика существует
давно, а в Россию приходит только сегодня.

В экспозиции выставки показаны не только платья, пошитые по размерам
женщины, но и куклы, наряженные в красивые русские костюмы, на головках
кокошники. «Куклы — это не изученная планета, — говорит Лидия Мельникова.
— Те, что показаны, взяты из запасников краеведческого музея. Заниматься
реставрацией и изготовлением старинной куклы у нас в Иркутске может только
Мария Тихонова, сотрудник музея «Тальцы».

Когда смотришь на выставку в Спасской церкви, на душе становится тепло.
Хочется любоваться дивной красоты костюмами, какие-то детали
запоминать. Шушун и сегодня можно носить, не модернизируя его деталей.
Русский костюм — это этнография и образец того, как из ничего своими
руками изобрести модный и стильный туалет.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры