издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Борис ГОВОРИН: Я продолжаю выполнять свою работу...

В четверг, 3 марта, состоялась традиционная встреча губернатора Иркутской области Бориса ГОВОРИНА с журналистами "Восточно- Сибирской правды".

!I1!— Прежде всего я хочу поблагодарить журналистов Иркутской области за
то, что они во время недавно состоявшейся конференции избрали
достойное руководство своей организации, которое, я уверен, обеспечит
ей дальнейшее развитие, — заявил губернатор. — При этом я хочу
поздравить главного редактора «Восточно-Сибирской правды»
Александра Владимировича Гимельштейна с тем, что коллеги оказали ему
доверие и избрали руководителем областной организации Союза
журналистов России.

По просьбе журналистов Борис Говорин рассказал об экономических
итогах 2004 года.

Губернатор подчеркнул, что сейчас, когда итоги прошедшего года
подведены абсолютно точно, можно говорить о них серьезно и
аргументированно.

Крайне важно, что в экономике области удалось сохранить такие
позитивные тенденции, как стабильный рост объемов производства и рост
реальных доходов населения. Рост промышленного производства
составил 4,1%, около 4% — рост валового регионального продукта.
Товарооборот вырос на 14%. По собственным доходам область вышла на
уровень 700 млн. долл. США. Хорошим показателем является и то, что
структура ВРП меняется в пользу рынка потребления.

Отметив, что показатели экономического развития области достаточно
хороши, Борис Говорин сказал, что главной является задача,
поставленная президентом, — удвоение валового регионального продукта.
Только на этой основе может проводиться эффективная борьба с
бедностью. Однако, как ни хороши имеющиеся темпы роста, они
недостаточны. Чтобы в Иркутской области поставленная цель была
достигнута в поставленные Владимиром Путиным сроки, необходимо,
чтобы ежегодный прирост ВРП составлял 6 — 7%.

Отвечая на многочисленные вопросы журналистов, губернатор был
предельно откровенен. Он коснулся самых острых и болезненных
проблем.

На важнейшей теме — социальной защите населения и борьбе с
бедностью — губернатор остановился подробно:

— Надо понимать, что люди, которые нуждаются в материальной
поддержке государства, находятся в разных социальных группах. В
первую очередь, это люди пенсионного возраста. Поскольку на пенсии,
которые они получают, прожить невозможно, большинство пенсионеров
(в Иркутской области — около 130 тысяч человек) остается на рабочих
местах. На заседании Президиума Госсовета, которое в прошлом году
проходило в Санкт-Петербурге, я докладывал президенту, что у нас ниже
прожиточного уровня живет более 41% населения. Вы знаете, что
прожиточный уровень составляет 2000 руб, а базовая пенсия —
900 руб. Вот
вам и ответ на вопрос, насколько условия пенсионного обеспечения в
Советском Союзе, когда пенсионер мог бы не только сам жить, но и детям
помогать, сопоставимы с условиями так называемой «рыночной
демократии». Но, к сожалению, эта проблема выходит за рамки
компетенции региональной власти. И все, что мы можем, —
это добиваться
от федерального правительства, чтобы система пенсионного обеспечения
совершенствовалась более динамично, чем это делается сейчас.

!I2!В 2004 году в центре внимания государства оставались работники
бюджетной сферы. В результате последовательных действий
правительства и администрации области средняя заработная плата в
бюджетной сфере составляет сегодня 4000 руб. С учетом того, что
средняя заработная плата в Иркутской области 7,5 тысячи рублей, это,
конечно, мало. Тем не менее разрыв сократился и будет сокращаться и
дальше.

Другим важным достижением является то, что сегодня выплата зарплаты
учителям во всей Иркутской области производится за счет средств
областного бюджета. Это обходится региональной казне ежемесячно в
400 млн. руб.

Губернатор подчеркнул, что администрация старается направлять деньги
на территории заранее:

— Март только наступил, а мы уже выделили 400 млн. рублей, которые
направлены во все муниципальные образования…

При этом Борис Александрович заметил, что лишь поддержка
регионального центра позволила избежать сбоев в других сферах. Сбои
вполне могло вызвать увеличение заработной платы при хронической
слабости местных бюджетов.

Вторая социальная группа, для которой проблема является чрезвычайно
актуальной, — это люди, которые трудятся, но получают зарплату ниже
прожиточного минимума.

Борис Говорин отметил, что в области, по итогам 2004 г., наметилась
новая негативная тенденция. В категорию низкооплачиваемых попали
работники торговли и общественного питания. Это говорит о том, что
малый и средний бизнес смещается в зону теневой экономики.
Предприниматели вынуждены учитывать давление криминалитета.

Естественно и закономерно, что федеральный центр потребовал навести
порядок в оплате труда на предприятиях всех форм собственности.

Решая эту задачу, губернатор дал поручение провести инвентаризацию
всех предприятий. Проблема в том, что многие предприятия,
задолжавшие своим работникам, давно прекратили свое существование.
Возникает вопрос: с кого спрашивать?

— Я рад, — заявил Борис Александрович, — что прокуратура получила
указание радикально воздействовать на руководителей предприятий и
собственников. Это уже принесло определенные результаты.
Задолженность по зарплате удалось уменьшить в два раза. Тем не менее
проблема остается.

Губернатор напомнил журналистам о том, что недавно прошла отчетно-
выборная областная конференция профессиональных союзов.
Администрация области внимательно следила за ее работой.
Сегодня, в условиях рынка, не только власть, но и профсоюзы способны и
обязаны защищать права работников.

Проблема защиты прав работников обострится в случае вступления
России в ВТО. Будут сняты барьеры по притоку иностранной рабочей
силы. У нас, в частности, увеличится количество китайских рабочих. Вот
тогда власти очень не просто будет осуществлять социальную функцию.

!I3!— Я считаю, — заявил губернатор, — что в 2006 году мы не можем
позволить предприятиям привлекать рабочую силу из-за рубежа.
Особенность нашего внутреннего рынка рабочей силы состоит в том, что
и по сей день хозяйствующие субъекты используют специалистов,
подготовленных в СССР. И если мы сейчас позволим им принимать на
работу иностранных рабочих, то никто из предпринимателей не станет
вкладывать средства в подготовку своей квалифицированной рабочей
силы. Существует серьезная опасность деградации наших собственных
трудовых ресурсов. В этой связи хочу подготовить соответствующее
постановление, ограничивающее возможности предприятий по
привлечению иностранных рабочих…

В связи с этим Борис Говорин отметил важное демографическое обстоятельство.
При том, что в области, как и во всей России, сохраняется тенденция
сокращения численности населения, сейчас на рынки труда выходят
молодые люди, родившиеся в благоприятные, с точки зрения
рождаемости, 1986 — 1987 годы. Важно, чтобы предприниматели вложили
средства в профессиональную подготовку этих людей.

— Вчера состоялось селекторное совещание, — сказал Борис
Александрович. — Его проводил заместитель председателя правительства
Александр Жуков, на которого возложена ответственность за
организацию системы подготовки кадров. В процессе совещания
оценивалось, насколько эффективно работает эта государственная
программа и каковы пути ее совершенствования. Я могу вам сказать, что у
нас подготовлено по этой программе 486 человек. Обучение производится
на 70% за счет федерального бюджета и на 30% — за счет регионального. В
Иркутской области допуск к этой программе получили два вуза —
Байкальский университет экономики и права и Байкальский институт
менеджмента. Выпускники проходят стажировку за пределами России и
после этого приступают к исполнению обязанностей. Многие из них
открыли частные предприятия, есть и такие, которые работают в органах
государственной власти. Но, и я хочу это подчеркнуть, подготовка этих
специалистов осуществляется за государственный счет. Частных денег
здесь нет ни копейки!

Отвечая на вопрос о реализации в Иркутской области коммунального
проекта на деньги, которые предполагается получить из Европейского
банка реконструкции и развития, губернатор заявил, что такой проект
действительно прорабатывается. Есть решение совета директоров банка
об открытии для Иркутской области кредитной линии на 30 млн. евро.
Однако, на пути реализации этого проекта существуют препятствия.
Главное состоит в том, что степень готовности пока недостаточна. Во-
первых, не существует теплоэнергетики Иркутской области, как, впрочем,
и России. Есть теплоэнергетика отдельных населенных пунктов. Во-
вторых, сегодня Европейский банк строит свои отношения только с
муниципальными образованиями. По этим причинам, а также по ряду
других причин, в числе которых присутствуют жесткие рыночные
параметры, руководство области решило не спешить с подписанием
соглашения. Нужен «тайм-аут», чтобы детально, с участием глав местного
самоуправления отработать механизм привлечения предлагаемых
ресурсов для их эффективного использования на территории Иркутской
области…

В беседе была затронута тема подготовки правительством проекта
нового Лесного кодекса. В оценке этого проекта губернатор был
резок:

— У субъектов федерации отнимаются все права по управлению лесными
ресурсами. При этом субъекты становятся «мальчиками для битья».
Расходные функции возлагаются на регионы, доходные передаются
федеральному центру. Регионы, в частности, несут ответственность за
тушение пожаров, а все налоги уходят в центр. В связи с ущемлением
прав регионов Московская городская Дума намерена подать в
Конституционный суд. А Юрий Лужков выступил публично, осудив
подобные тенденции. Президент дал указание рассмотреть
предоставленную Юрием Михайловичем записку. Надеюсь, что это
возымеет действие.

— В подобных ситуациях приходишь к убеждению, что
губернаторская деятельность далеко не самая привлекательная
работа в Российской Федерации, — сказал Александр Гимельштейн.
— У вас в этом году заканчивается срок полномочий. Каковы ваши
намерения, настроения и планы?

!I4!— В условиях, когда губернаторская должность была выборной, можно
было говорить о моей инициативе: я выдвигаюсь, я борюсь. Но сегодня
запущены совершенно иные механизмы. Формальные детали прописаны в
Указе президента. Определен порядок, в соответствии с которым полпред
представляет в администрацию президента список кандидатов (не менее
двух). В администрации кандидатуры обсуждаются, и одна из них
направляется президенту. Хочу вас заверить, что я отношусь совершенно
спокойно к тому, будет в списке моя кандидатура или нет. Моя
задача — выполнение своих обязанностей. Задача федеральной власти
заключается в том, чтобы определить, кому управлять областью в
ближайшие годы. Я продолжаю выполнять свою работу. Как всегда,
добросовестно. Как всегда, используя весь свой опыт. Поскольку как
поддержку населения, так и доверие президента следует завоевывать
делами, а не заявлениями.

Журналисты проявили обеспокоенность задержками в строительстве
моста через Ангару.

— За те почти четыре столетия, которые прошли с основания Иркутска,
эту задачу решить не удалось, — заявил в ответ губернатор. — Поэтому я
не могу принять в свой адрес упрек в том, что за четыре года мост не
достроен. Я имел смелость начать строительство этого моста несмотря на
то, что стоимость проекта превышает бюджет города Иркутска в четыре
раза. Мною были созданы необходимые предпосылки для реализации
проекта. С федеральной дорожной службой было заключено соглашение о
долевом участии — пятьдесят на пятьдесят. Мы приступили к работе. Но
затем состоялась очередная реформа. Федеральный дорожный фонд исчез
как таковой. Наступили времена иного свойства. Некоторые чиновники
стали полагать, что мост муниципальный. А если так, то чего ради
правительство должно давать на него деньги? Надо заметить, что
отдельные депутаты Государственной Думы помогают формированию
такого мнения. Тем не менее строительство моста продолжается, хотя я
нахожусь под угрозой быть обвиненным в нецелевом использовании
средств. Поскольку те 3 миллиарда рублей из территориального
дорожного фонда, которые мы направили на строительство моста,
следовало использовать в дорожном строительстве… У нас в области
более десяти тысяч километров дорог общего пользования.

Я, со своей стороны, сделал все… На строительстве
моста побывали министры. Я
привозил на мост Германа Грефа, Анатолия Квашнина. Они убедились,
что это МОСТ, а не разговоры…

По мнению губернатора, здесь есть еще одна проблема. Это позиция г.
Иркутска, администрация которого, по сути дела, вообще никакой
позиции не занимает. Город не финансирует даже снос жилья на
строительной площадке. Двести миллионов рублей на это было истрачено
областью.

Выход, по мнению Бориса Говорина, здесь один: консолидация всех сил,
заинтересованных в том, чтобы мост через Ангару был завершен в
кратчайшие сроки.

— Нужна консолидация всех ветвей власти, городских властей, депутатов
Государственной Думы, администрации области. Федеральный центр
должен слышать не разноголосицу, а один голос, один импульс. Тогда мы
решим эту проблему.

— Наш город уникален, — заявил Борис Александрович. — Он уникален
своей провинциальностью. Это хороший уютный дом. Чтобы он таким и
остался, надо снять с городских улиц непосильную транспортную
нагрузку. Необходимо снять транспортную нагрузку с плотины ГЭС. И,
что очень важно, мост — это стратегическая федеральная дорога на
восток.

В беседе была затронута наболевшая тема перепрофилирования
БЦБК.

!I5!Губернатор напомнил журналистам о той большой работе, которая была
проведена администрацией области и общественными экологическими
организациями, чтобы на воротах комбината не появился замок, чтобы
проект перепрофилирования БЦБК прошел экспертизу. С этой целью
были консолидированы усилия более чем 200 организаций…

Утверждена модель очистных сооружений. Всемирный банк
предоставил средства. Вкладывает деньги область. Но сейчас, по мнению
губернатора, мы видим наплевательское отношение частного капитала к
этой проблеме и к судьбе населения Байкальска. В оправдание своей
медлительности собственники, к которым обратился Борис Говорин,
сослались на нехватку средств и попросили походатайствовать перед
Всемирным банком об увеличении кредитной линии. Губернатор не
согласился. Он считает, что сначала необходимо завершить то, что
государство уже разработало. По его мнению, в этой инициативе
просматривается элемент лукавства.

— При этом не следует забывать, что 49% акций БЦБК принадлежит
государству, — объяснил Борис Говорин. — Государство себя не проявляет,
с частным капиталом не контактирует. Я обратился к Герману Грефу и к
председателю комитета по экологии г-ну Грачеву с предложением
выставить эти 49% на торги и найти предприятию стратегического
инвестора. Не знаю, как отреагирует на это предложение Герман
Оскарович, но обещаю, что эту тему мы не оставим. В повестке
обсуждение проблемы с министрами и с президентом.

— Неужели нет рычагов воздействия на собственников?

— Сейчас их очень мало. В процессе разрегулирования федерального
экологического законодательства были свернуты экологические платежи.
Несмотря на то, что мы по-прежнему дышим.., болеем. Мы не понуждаем
собственников заботиться о сокращении выбросов, совершенствовании
технологий. Я не согласен с представлением, будто бизнес
разваливается под прессом налоговой системы. Это миф! Это легенда!
Вот мы с вами сократили до 26% единый социальный налог. При этом
консолидированная экономика предприятий получила 7,8
млрд. рублей
дополнительно. И где эти деньги — в зарплате, в новых технологиях?
Ничего подобного! Это идет в карманы… Все это лукавство! Убежден,
что государственная политика требует корректировки.

Следующей темой беседы стал ввод в действие нового Жилищного
кодекса. Не вызовет ли он новую волну недовольства у населения?

— Нам надо будет избрать 400 органов местного управления, которые в
соответствии с новым законом о местном самоуправлении должны будут
приступить к работе с 1 января 2006 г., — заявил в ответ губернатор.
— По сравнению с проблемами, которые при этом возникают, Жилищный
кодекс «отдыхает».

— Наблюдается странная картина, — продолжил Борис Александрович. —
Одни люди принимают законы, другие за них отвечают. При этом
социальные опросы показывают, что две трети населения РФ — против
непродуманных реформ. Здесь я полностью поддерживаю Юрия Лужкова
в том, что степень проработки программ, которые переворачивают жизнь
миллионов людей, недостаточна.

По мнению губернатора, нынешние условия для ввода в действие
упомянутого Жилищного кодекса крайне неблагоприятны.

Разговор зашел о возможном участии Иркутского авиационного
завода в создании авиационно-космического холдинга.

Борис Говорин считает решение о создании в России такого холдинга
абсолютно правильным. В интересах перехода к инновационной
экономике необходимо объединить то лучшее, что было наработано и
сохранилось в военно-промышленном комплексе, в авиапроме. Лишь в
случае объединения всех интеллектуальных ресурсов и концентрации
финансовых средств появится возможность заняться научно-
исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками. Появится
возможность быстро реализовывать идеи, что является главным условием
инновационного подхода к экономике. Мировая практика показывает, что
лишь реализация передовых технологий, лишь вложение в НИОКР дают
тысячу процентов прибыли. В этом суть инновационной экономики, на
которую перешли развитые страны.

ИАПО — единственный в России авиационный завод, который смог
предложить на рынок новый самолет Бе-200. И неудивительно, что во
главе проекта создания авиакосмического холдинга стоят наши земляки — талантливый инженер и менеджер Алексей Федоров и Сергей Чемезов,
определяющий политику продаж вооружений на внутреннем и
внешнем рынках.

— Если этот проект удастся реализовать, — заметил губернатор, — у нас с
вами появится возможность летать не на устаревших
самолетах, а на современных надежных отечественных лайнерах. Сейчас
очень важно, чтобы этот проект не задушила на корню наша московская
бюрократия.

— Очевидно, что Алексей Иннокентьевич Федоров участвовал в
выработке решения, — сказал губернатор. — Хочу подчеркнуть, что его
организационный талант проявился и в эффективном руководстве
региональным отделением партии «Единая Россия». Будет хорошо, если
Алексей Иннокентьевич найдет возможным и впредь остаться во главе
иркутских единороссов.

Речь зашла о межбюджетных отношениях.

— Непростой вопрос. Я не один раз поднимал его перед руководством
страны, — заявил Борис Говорин, — озвучивал эту тему и на Совете
безопасности в 2003 году. За прошедшие 4 года отчисления из области в
федеральный бюджет возросли в 3,8 раза. При этом на нас активно
сваливались все новые и новые полномочия. В связи с этим
я считаю заявление депутата Госдумы Виталия Шубы о
«правильном распределении средств» некорректным. Не было никакого
«правильного» распределения. Наш бюджет абсолютно прозрачен, видна
каждая копейка. К нам приезжала Счетная палата, приезжала с
определенным заданием. Члены комиссии убедились, что здесь нет
людей, которые за счет регионального бюджета улучшают личное
благосостояние. Пусть приезжает любая экспертная группа. Мы ничего
не утаиваем. Когда шла подготовка к монетизации, я говорил, что сегодня
бывшее Министерство по налогам и сборам является составной частью
Минфина. Если раньше одно ведомство определяло налоговый потенциал,
а другое собирало налоги, то сейчас это одно ведомство. Мы имеем
официальное заключение от территориального органа налоговой службы,
в котором написано, что налоги мы соберем в таком-то объеме.
И это основа для наших расчетов и оценок.

У нас остается надежда на президента, который стремится наладить
эффективную работу государственного аппарата: меньше аппарат
— больше эффективности. И я надеюсь, что в вопросе межбюджетных отношений
правительство прислушается к мнению регионов. Тем более что с этим
вопросом выступили не только регионы. Консолидированно выступила
ассоциация мэров, оказавшихся в тяжелейшем положении. Им не
оставляют средств для повседневной рутинной хозяйственной работы, для
которой нужны не слова, а деньги. Мы ждем реакции федеральной
власти.

Отвечая на вопрос об участии администрации в глобальных
стратегических проектах, Борис Говорин объяснил, что
участие области в качестве акционера в стратегических проектах не
эффективно. Стоимость проектов составляет десятки миллиардов
долларов США, и для бюджета области такое участие неподъемно. Но
обеспечить реализацию социальных программ в рамках «мегапроектов»
не только можно, но и должно.

Губернатор остановился на ходе работ по реализации плана освоения
Ковыкты:

— Вы знаете, что до сих пор этот проект развивался за счет
дополнительной эмиссии. Мы были вынуждены заключить специальное
соглашение с «Би-Пи» о том, что они проплачивают нашу долю. Та часть
акций, которая за счет допэмиссии покупается, остается у них в залоге, а
мы имеем право выкупа. Если бы мы не имели такого соглашения, наша
доля составляла бы единицы акций и мы бы даже не попали в органы
управления. Здесь очень важно еще одно обстоятельство. Государство
определило в качестве оператора по трубопроводным системам «Газпром» и
возложило на него ответственность за газификацию регионов.

Губернатор рассказал, что на днях по его просьбе в Иркутск приезжал
Виктор Феликсович Вексельберг. Состоялся диалог о состоянии дел в
таком важном для населения деле, как газификация области.
Признано необходимым заключить договор между
администрацией области и Восточно-Сибирской газовой компанией.
Цель — достижение на долговременной основе (на десять лет)
договоренности, что цена на теплоноситель будет умеренной.
Газификация не за горами. Уже в 2006 году газ придет в часть населенных
пунктов Жигаловского района. Люди должны быть уверены в том, что
получат его по доступной цене.

Это наглядный пример конструктивной работы администрации. Здесь
губернатор еще раз подчеркнул, что стоимость проекта составляет почти
миллиард долларов. О каких инвестициях со стороны областного бюджета
может идти речь, если региональная казна обременена целым набором
социальных проблем? Их решение требует значительных средств.
Естественно, что возникает проблема привлечения денег.

Остановившись на вопросе взаимоотношений власти с
предприятиями по их участию в наполнении бюджетов всех уровней,

губернатор заявил, что, по его твердому убеждению, эти отношения
должны строиться не на личных симпатиях и антипатиях, а на правовой
базе. Однако существующие в законодательстве пробелы приходится
закрывать личными контактами.

Приводя примеры конструктивных взаимоотношений, Борис
Александрович проинформировал журналистов о том, что 11 марта
предполагается подписать соглашение с генеральным директором СУЭКа
об участии в социально-экономической жизни Иркутской области.
В Иркутск приезжает руководитель ГУТА-банка г-н Кузовлев. С ним тоже
планируется подписать соглашение о сотрудничестве. Состоялись встречи
с собственниками Братского и Усть-Илимского ЛПК — Илим-ПАЛП.
Обсуждались вопросы влияния экономики этих предприятий на развитие
Братска и Усть-Илимска. В прошлом году они перечислили в
консолидированный бюджет области почти два миллиарда рублей.

Заметное место в жизни области занимает и СУАЛ. Естественно, что в
беседе губернатора с Вексельбергом был поднят целый блок вопросов,
связанных с сотрудничеством и представляющих взаимный интерес.

Борис Говорин сообщил о важном для спортивной жизни области
решении, которое было принято во время этой встречи:

— Мы договорились с Виктором Феликсовичем о том, что его группа
возьмет на себя финансирование команды «Звезда».

Журналистов интересовало отношение губернатора к теме
укрупнения регионов, которая в последнее время энергично
обсуждается в России.
Примером конструктивного решения является
Красноярский край, где успешно идет процесс объединения трех
субъектов федерации.

— Наличие «матрешечных» субъектов РФ не усиливает государство, —
заявил по этому поводу Борис Говорин. — В результате изъянов политики
начала 90-х годов, вызвавших парад суверенитетов, часто начинает
работать формула: «Кто не работает, тот ест». В Усть-Ордынском округе,
к примеру, бюджетная обеспеченность во много раз выше, чем в
Иркутской области. Хотя Усть-Ордынский округ из года в год сокращает
объемы производства. А инфраструктура региона такова, что жители
округа вынуждены ездить в Иркутск и за медицинским обслуживанием, и
на учебу. За это обслуживание округ должен платить. Были моменты,
когда округ был должен областной клинической больнице десятки
миллионов рублей.

В связи с необходимостью решить эту проблему мы встречались с
полпредом Анатолием Васильевичем Квашниным, выдвинули новые
предложения по объединению. Надеемся, что с аналогичными
предложениями обратились и руководители Усть-Ордынского округа.
После того, как Анатолий Васильевич рассмотрит этот проект, мы
собираемся провести дискуссию как по срокам этого процесса, так и по
его механизму.

Оценивая политическую ситуацию в области, Борис Говорин
высказал свое мнение о партийном строительстве и о перспективах
формирования нового органа — Общественной палаты:

— Сейчас государство дает преференции партийному строительству.
Одновременно мы уходим от мажоритарной системы выборов власти. При
этом задаются жесткие количественные и качественные параметры
создания партии. Сегодня есть лишь прообразы партий, мягко говоря. К
сожалению, политическая культура нашего народа недостаточна высока. В
результате люди часто становятся жертвами манипуляций. Пример —
неожиданная популярность национал-большевиков. К сожалению,
политика остается уделом очень тонкого слоя общества.

Что касается Общественной палаты, то очевидно, что наличие подобных
институтов — жизненная необходимость, условие построения
гражданского общества. Общественная палата должна стать механизмом
обратной связи между властью и обществом. Она должна обеспечить
систематический общественный контроль на всех уровнях власти. При
этом очень важно, что принципы контроля были хорошо продуманы,
чтобы в этой новой структуре был собран высокий интеллектуальный
потенциал — люди, пользующиеся безусловным авторитетом.
Общественная палата — шаг, конечно, позитивный. Важно его не
забюрократизировать.

При обсуждении возможностей финансовой поддержки
сельскохозяйственного производства в северных районах
губернатор
высказал достаточно жесткую и экономически аргументированную
позицию. По твердому убеждению Бориса Александровича,
сельскохозяйственное производство в таких районах, как Казачинский,
Киренский, Катангский или Мамско-Чуйский, неэффективно. Мало того, что
этому не способствует климат Крайнего Севера, дополнительные
проблемы создает сложная транспортная схема.

— Поэтому не имеет смысла поддерживать в этих районах сельское
хозяйство, — категорично заявил губернатор. — Наша задача —
поднять южные и западные территории. Там можно добиться высокой
эффективности сельскохозяйственного производства.

В качестве примера высокой эффективности губернатор привел модель,
которая реализуется в хозяйстве Гавриила Франтенко. «На нашем
горизонте появились звезды, которые успешно демонстрируют
эффективность прагматического подхода к сельскохозяйственному
производству». Что же касается северных районов, то у них есть
альтернатива. Создать рабочие места помогут лес, газ, нефть, золото.
Именно с этой целью администрация целенаправленно работает над
реализацией стратегических проектов — Ковыкты и Сухого лога.

— В этом вопросе на первом месте должен стоять прагматизм. Иного пути
нет, — подчеркнул Борис Говорин.

Участники встречи выразили обеспокоенность в связи с попытками
определенных финансовых структур захватить успешно работающее
предприятие «Игирма-Тайрику».

— Тревога обоснованна, — согласился губернатор. — Беспокоит больше
всего то, что попытки захватить эффективно работающие предприятия
предпринимаются за счет государственных структур. К сожалению,
уровень коррупции в Российской Федерации зашкаливает. Не секрет,
что многие суды превратились в подобие магазинов. Только в качестве
товара выступают судебные решения.

Что касается «Игирма-Тайрику», я обратился к президенту с просьбой
рассмотреть создавшуюся ситуацию.

В конце беседы журналисты напомнили о приближающемся юбилее — 60-летии Победы нашей страны в Великой Отечественной
войне.

— Это святой праздник, — заявил губернатор. — Нет в России ни одной
семьи, ни одного человека, которых это событие оставило бы
равнодушным. Война не обошла никого. Она исковеркала миллионы
судеб. Мы должны встретить этот юбилей честно, глядя друг
другу в глаза. Мы сделаем все, чтобы юбилейная программа, разработанная при
участии ветеранских организаций, была выполнена полностью. Но этого
недостаточно. Мы обратились к руководителям предприятий, на которых
ветераны войны и труда работали десятки лет, с просьбой принять
участие в юбилейных мероприятиях, поддержать ветеранов материально и
морально, проявить о них заботу. Мы поддержали создание фонда
«Победа», который позволит оказать ветеранам дополнительную
материальную помощь. Повторяю, для нас этот праздник — святой.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры