Особенности национальной проверки
В Иркутской области готовится к изданию брошюра "К вам пришли с проверкой". Нельзя сказать, что такие издания -- большая редкость. В прошлом году Центр международного и частного предпринимательства профинансировал похожую книжку, выдав на эти цели грант Некоммерческому партнерству "Малые предприятия Иркутской области". Принципиальное отличие новой брошюры заключается в том, что хлопоты по ее изданию взяли на себя власти. Она выйдет под редакцией департамента по развитию предпринимательства.
Книжка стала популярной еще до появления печатного
варианта, по крайней мере среди моих знакомых, с
которыми не без удовольствия делюсь электронной
версией справочника. От них уже получила хорошие
отзывы. Справочник выйдет тиражом 10 тыс.
экземпляров. Практически по количеству
зарегистрированных в регионе малых предприятий (9
тыс.).
Их деятельность проверяют порядка
двух десятков государственных органов, включая
налоговиков, милицию, санитарно-эпидемиологическую
службу, органы защиты прав потребителей,
противопожарную службу, органы метрологии и
сертификации. Отдельные функции по контролю
деятельности предпринимателей предоставлены местным
органам власти. Однако количество потенциальных
контролеров — не самое страшное. Настоящие беды в
другом. Контролирующие органы работают независимо
друг от друга, их проверки не согласованы по месту и
времени, не запланированы заранее. Правила проведения
проверок практически никогда не доводятся до сведения
предпринимателей, которые не всегда хотят или могут
самостоятельно с ними ознакомиться.
Часто контролеры действуют в корыстных целях, а
штрафы, накладываемые ими, иногда достигают
катастрофических размеров и ставят под угрозу
существование бизнеса. Эта
ситуация признана на уровне высшего руководства
страны. В августе прошлого года по инициативе
президента принят Закон «О защите прав юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении
государственного контроля». Хотя о качестве
применения этого нормативного акта говорит тот факт,
что многие предприниматели о существовании такого
закона вовсе ничего не слышали. В свою очередь,
справочник содержит ответы на вопросы о том, какие
бывают проверки, о их видах и периодичности, как они
проводятся, как оформляют результаты проверки,
включая порядок оформления документов, как госорганы
могут наказать предпринимателя и, собственно, как
вести себя при проверках. Авторы брошюры приводят
информацию вплоть до того, как должны оформляться
акты и жалобы, а также о размерах денежных наказаний
в случае определенных нарушений.
Сама не без любопытства прочла советы попавшим под
проверку. Заинтересовало меня, к примеру, какие могут
быть последствия, если предприниматель отказывает
проверяющим в допуске для проведения проверки?
Оказывается, отказ от допуска должностных лиц службы
пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического
контроля влечет за собой привлечение к
административной ответственности. Кроме того,
пожарные и сотрудники СЭС обладают полномочиями
вынесения предписаний о приостановке работ на опасных
производственных объектах, приостановке реализации
товаров, работ и услуг, о введении карантина при
наличии соответствующих показаний. При
воспрепятствовании доступу налоговых инспекторов
руководителем проверяющей группы составляется акт.
Документ подписывается им и налогоплательщиком. На
основании акта налоговый орган вправе самостоятельно
определить суммы налогов, подлежащих уплате, на
основании оценки имеющихся у него данных о
налогоплательщике или по аналогии.
Или, что делать предпринимателю, если проверка
производится не тем лицом, которое указано в
распоряжении? Ответ такой: при отсутствии у
проверяющих соответствующих документов или при
предъявлении им документов на другое лицо проверяемый
вправе не допустить данного представителя для
осуществления контролирующих действий. Но в случае,
если такое лицо было допущено к проведению проверки,
результаты которой оспариваются, юридическому лицу
или индивидуальному предпринимателю доказать
отсутствие полномочий на момент проведения проверки
будет затруднительно. А безусловным основанием для
отмены решения о привлечении проверяемого к
ответственности это обстоятельство быть не может.
В целом справочник поможет предпринимателю говорить
на одном языке с властью. К тому же сегодня вряд ли
можно быть уверенным, что государственный контроль
в сфере малого бизнеса является эффективным.
Не могу удержаться и приведу
некоторые данные информационной базы, сформированной
специалистами Всемирного банка в прошлом году. Ими
проводился анкетный опрос руководителей бизнеса,
проведенный зимой-летом 2004 года. В регионе имеется
значительная доля предпринимателей,
рассматривающих власти как значительное препятствие
на пути развития предпринимательства в регионе.
Причем чем ближе власть к хозяйствующим субъектам,
тем большее недовольство она вызывала. Доля
предпринимателей Иркутской области, считающих, что
власти очень или скорее мешают их бизнесу, выше
применительно к местным властям (27,1%). По отношению
к областным так думают уже 16,1% руководителей
бизнеса, а в случае с федеральными властями — только
15,0%.
В то же время 73 предпринимателя из 400 опрошенных
открыто высказали свои претензии представителям
местной власти. Причем в урегулировании этих ситуаций
до судебных разбирательств дело дошло в 32,9%
случаев. Обращение в судебные органы предпринимателей
Иркутской области были бы более интенсивными, если бы
бизнес не боялся «возмездия» властей, судебное
производство не было бы так продолжительно, а услуги
адвокатов так дороги. В Иркутской области
неформальные платежи являются достаточно
распространенным явлением. Доля предпринимателей,
указавших, что таковые вознаграждения имели место, в
среднем составило 20%, колеблясь от 6,5% в случае
проверок государственными внебюджетными фондами до
30,3% при проверках МВД.