Каким должен быть чиновник с "человеческим лицом"?
На этот вопрос отвечают заместитель главы областной администрации Лариса Забродская, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и государственного управления БГУЭП Елена Метелева и студентка 4-го курса БГУЭП Лариса Гончарова.
Лариса Забродская:
— Знаете, слово «чиновник» всегда употребляется в
каком-то негативом контексте. Вообще-то мне больше импонирует звание
«государев человек». Чиновник — это прежде всего хороший управленец.
Человек, приходя со своими проблемами к чиновному лицу, должен
понимать, что перед ним — представитель государства, а государство — это
сила.
Древнекитайская мудрость гласит: «Не трудно управлять миром, стыдно
делать это плохо».
В управлении есть системообразующие вехи, освоив которые, можно, по
сути, управлять чем угодно. Чиновник не может знать все на свете. Это
человек, который может управлять процессом и ресурсами,
человеческими в том числе. Он умеет вовремя принять нужные,
взвешенные решения. А это непросто — необходимо грамотно подобрать
команду, поставить цели, определить задачи. Для того, чтобы
подчиненные под твоим началом работали эффективно, нужно относиться
к человеку немножко лучше, чем он того стоит.
Еще чиновник должен быть искренним. Особенно, когда он не может
моментально решить проблему. Категоричного слова «нет» не должно
быть в лексиконе. Нужно объяснить человеку, что государственная
машина не может работать на единичный случай, она работает на
систему.
Чиновник должен быть сильным, потому что нельзя позволять диктовать
условия государству. Правила игры должны быть четко определены и
едины для всех, не важно, ездишь ли ты на «Мерседесе» или на
муниципальном транспорте.
Марк Портер, известный экономист, выстроил пирамиду управления. В
России в самом низу пирамиды лежат природные ресурсы, потом идут
финансовые ресурсы, инфраструктура и прочее, а в самом верху —
ничтожно малый процент социального капитала, т.е. доверия к
государству. За 70 лет это доверие настолько подорвано, а в последние 15
лет, я бы сказала, разрушено до основания, что восстановить его
немыслимо сложно.
А весь мир строит пирамиду иначе: в основании всего лежит социальный
капитал, на который опираются все остальные сферы общественной
жизни. Поэтому в западных странах люди совершенно спокойно платят
до 90% налогов, они доверяют государству и понимают, что эти деньги
идут на их благо. Люди доверяют, а значит, они вкладывают средства не в
доллары и евро, и не под подушку их прячут, а инвестирует
в свою экономику, приобретает различные акции и облигации.
Мы говорим о доверии людей к чиновникам, следовательно, о доверии к
государству. Но воспитать это доверие очень непросто. Труд «государева
человека» — очень ответственный и тяжелый, потому что своими
решениями он должен пробуждать в населении уважение и доверие к
государству.
Елена Метелева:
— Если подходить к этому вопросу
формально, то чиновник, как минимум, должен иметь определенный
образовательный уровень, т.е. образование по профильной
управленческой специальности. К сожалению, у нас всего лишь около 5%
должностных лиц соответствуют этому требованию, остальные 95% —
имеют гуманитарное, естественно-научное, техническое, какое угодно
образование, только не то, которое нужно. Между тем чиновник должен
обладать специфическими знаниями о государстве и муниципальной
власти, об их структуре и устройстве, знаниями об обществе,
специфическими управленческими навыками и т.д.
Что касается личностных качеств чиновника, то здесь я придерживаюсь
западных взглядов на публичную службу. Макс Вебер в своей концепции
«идеальной бюрократии» писал о том, что чиновник должен
руководствоваться исключительно правилами, не допуская в работе
никаких эмоций. Этот вариант был бы для России идеальным, но
менталитет русского человека иной, нежели у европейца. Мы живем
чувствами, а не разумом, эмоции имеют над нами огромную власть. Даже
в работе мы не всегда руководствуемся рассудком. Не нужно никаких
чувств, они по большей части мешают, чиновник должен беспристрастно
выполнять свои обязанности: неважно, кто перед ним стоит, президент
или дворник. Перед государственной машиной равны все.
За долгие годы своего существования советская номенклатурно-
бюрократическая система работы государственных и муниципальных
органов создала довольно устойчивый негативный портрет служащего.
Он легко узнаваем по использованию особых речевых клише,
предпочтению канцелярских, телефонных и других дистанционных
приемов по сравнению с личными контактами, излишней перестраховки и
т.д.
Необходимо изменение стиля, ценностей, процедур, стереотипов
деятельности работников администраций. Теоретически чиновничество
должно быть открытым для диалога, а не скрываться за семью печатями.
Лариса Гончарова:
— Выбор в пользу
государственного управления я сделала осознанно. России нужны новые
управленцы. Свежий, сильный ветер перемен должен разогнать
застоявшуюся воду. Чиновник должен отвечать за свои действия, должен
осознавать всю меру ответственности за принятые решения. Если в
результате действий или бездействия чиновного лица пострадали люди, к
нему нужно применять жесткие меры, вплоть до увольнения. Неважно,
какого ранга чиновник — министр или глава районной администрации,
перед законом все равны.
Думаю, что наше поколение, воспитанное в других условиях, нежели
наши родители, сможет изменить сложившуюся в чиновничьем сословии
систему круговой поруки. Жизнь не стоит на месте,
власть также может меняться, если меняются люди. Лучше обладать
гибкостью характера, чем с ослиным упрямством держаться за давно
устаревшие правила.