Ремни безопасности
Новые законы не должны создавать препятствия в развитии общественного транспорта На открывшейся сегодня сессии Законодательного собрания Иркутской области среди прочих нормативно- правовых актов рассматривается во втором чтении проект закона "О конкурсах на право осуществления регулярных пассажирских перевозок по городским, пригородным, междугородным маршрутам на территории Иркутской области".
Этот законопроект был внесен на рассмотрение
предыдущего созыва Законодательного собрания Иркутской
области по инициативе мэра областного центра Владимира
Якубовского. При обсуждении закона в первом чтении
комитет по собственности и экономической политике
рекомендовал его отклонить. Это вызвало серьезные
возражения представителей администрации города Иркутска.
Они считали, что проведение конкурсов на право заниматься
пассажирскими перевозками позволит радикально решить
проблему безопасности пассажиров, пользующихся
общественным транспортом. И в результате «со скрипом» — с
перевесом всего лишь в один голос — проект был принят в
первом чтении.
Сегодня новый состав комитета по собственности и
экономической политике Законодательного собрания
Иркутской области вновь выходит на сессию с предложением
об отклонении этого законопроекта. При этом они солидарны
и с исполнительной ветвью власти, рекомендовавшей в
таблице поправок исключить 12 из 13 статей этого
законопроекта.
Свою позицию в этом вопросе высказывают депутаты
Законодательного собрания Иркутской области.
Максим СУРНИН, председатель комитета по собственности и
экономической политике Законодательного собрания
Иркутской области:
— Закон «О конкурсах на право осуществления
регулярных пассажирских перевозок по городским,
пригородным, междугородным маршрутам на территории
Иркутской области» фактически ничего не решает. Это просто
очередной административный барьер и не более того.
Законодательное собрание должно готовить законы, которые
действительно будут работать. А в этом случае нет большой
разницы в том, примут этот закон или нет, эффект будет
примерно одинаковый.
Авторы закона говорят о том, что этот проект позволяет
в значительной мере решить проблемы безопасности
пассажирских перевозок. Однако на самом деле эту проблему
нужно решать иначе — проверять водителей перед выходом на
маршрут, проверять сам транспорт и так далее. В этом плане
работа ГИБДД, регулярно снимающей с линии по нескольку
десятков технически неисправных маршруток, гораздо
эффективнее предложенного закона о конкурсах. Ведь в
конкурсе участвуют владельцы маршрутных такси, а не
водители, то есть это не дает гарантии, что водитель будет
выходить на работу здоровым и трезвым. Так же как не дает и
гарантии того, что завтра у выигравшей конкурс маршрутки
не сломается какая-нибудь железка — ведь не прибежит же ее
владелец тут же в городскую администрацию со словами: «У
меня там что-то сломалось, отзовите лицензию».
Кроме того, этот закон не имеет обратного действия, то
есть разрешает проводить конкурсы, но не запрещает не
участвовать в них. Это все равно, что законодательно
разрешить людям завязывать шнурки.
Помимо всего прочего решение о проведении таких
конкурсов, в соответствии с Законом «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской
Федерации», находится в компетенции местного
самоуправления. Нет никакого смысла в том, чтобы решать
этот вопрос с помощью областного закона. И во многих
городах Иркутской области этот вопрос уже решен
постановлениями городских Дум.
Не хочется, чтобы при этом сложилось впечатление, что
депутаты пытаются просто уйти в сторону от этой проблемы.
Мы готовы работать с администрацией города Иркутска над
законом, который бы реально решал проблемы безопасности
пассажирских перевозок.
Впрочем, не хотелось бы создавать из этого вопроса
политическую дискуссию. Если сессия примет этот закон —
что ж, хорошо, у нас появится возможность проверить его в
действии и сделать какие-то выводы. Но вообще-то не
хотелось бы ставить такие эксперименты.
Сергей МУТОВИН, заместитель председателя комитета по собственности
и экономической политике Законодательного собрания
Иркутской области, начальник ОГУП «Дорожная служба
Иркутской области»:
— Нет необходимости принимать проект закона
«О конкурсах на право осуществления регулярных
пассажирских перевозок по городским, пригородным,
междугородным маршрутам на территории Иркутской
области». Дело в том, что, во-первых, законом «Об общих
принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» решение таких вопросов отнесено к
компетенции органов местного самоуправления, они и
должны самостоятельно решать этот вопрос. И, насколько мне
известно, в Ангарске, Братске и ряде других городов области
эта проблема уже урегулирована.
Кроме того, если говорить о решении проблемы
безопасности пассажирских перевозок, то нужно не конкурсы
проводить, а постановлением местной
власти закрепить требования к безопасности и условиям
перевозки людей. В этом документе должны быть оговорены
все проблемы, связанные с перевозкой пассажиров, — не важно,
муниципальным или коммерческим транспортом — определена
ответственность за нарушения и за состояние дорожной сети.
Так что я не считаю, что этот закон может быть принят.
И мне не совсем понятно, чем руководствовались депутаты
прошлого созыва, принимая его в первом чтении.