издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В Москву! В Москву? В ...

  • Автор: Димитрий КЛЕНСКИЙ, депутат Таллинского горсобрания

Открытое письмо депутата Таллинского горсобрания Димитрия Кленского Президенту Эстонской республики Арнольду Рюйтелю Уважаемый Президент Эстонской республики!

Вы отказались ехать на празднование 60-летия Дня
Победы в Москву. Вы имели право принять решение
самолично. И Вы знали, что решаете судьбу всей Эстонии,
всего народа. Более того, Вы объяснили, что опираетесь на
волю эстонского народа, который не забыл ужасы
послевоенного советского лихолетья. Если по-честному, то
Вы прикрылись народом, только пятая часть которого, по
опросам общественного мнения, считала, что Вам не следует
ехать в Москву. Большинство парламентских партий
советовало Вам в интересах Эстонского государства принять
приглашение Кремля. Даже отечественные ястребы, любящие
лихо нападать на двуглавого российского орла, — председатель
парламентской комиссии по внешним сношениям Марко
Михкельсон и министр иностранных дел Рейн Ланг сложили
крылья и советовали Вам ради национальных интересов
лететь к «русскому медведю». Даже наши СМИ сбавили
обороты многомесячной антироссийской пропаганды,
почувствовав, что ехать Вам на чужой праздник придется. Что
же Вас подвигло синхронно с литовским коллегой
Адамкусом отказаться от поездки в Россию?

Не все наивны, как Вы думаете. К примеру, кто из
трезвомыслящих жителей страны поверит сегодня в
солидарность Балтии? И почему тогда Латвия «так
неожиданно» в начале года взяла инициативу в свои руки и
без консультаций с соседями (как показушно мы тогда
обиделись, помните?) сообщила о намерении ехать в Москву
«первой»!? Или почему теперь у нас, а также в НАТО и
Евросоюзе, где поспешили не комментировать Ваше с
Адамкусом решение, подчеркивают, что мы — суверенные
государства и вправе самостоятельно принимать политические
решения (надо же, сколь великодушен наш новый «старший
брат» — будто без него мы не знали, чего стоит наша
самостоятельность на той же натовской бумаге).

Надо быть слепцом, чтобы не видеть реализованный
Вами сценарий Запада: Латвия будет представлять всю
Балтию, остальные останутся дома, чтобы испортить России
праздник, а сказать по-народному, напакостить ей. Увы, нам в
который раз предложили стать занозой в огромном
российском теле, которое по плану Бжезинского должно быть
расчленено настолько, чтобы от России остались рожки да
ножки. Короче, в который раз мы защищали не интересы
Эстонии и нашего народа, а прежде всего США и Запада. Если
Вы с этим не согласны, то должны признаться в другом —
в собственной политической близорукости, мировоззренческой
провинциальности. Вы поступили не как государственный
муж, а как захудалый и недалекий хуторянин. Ну как понять
Вас, увязывающего приуроченные к 60-летию Победы
торжества в Москве с послевоенной «советской оккупацией»,
когда сегодня сама Эстония участвует в оккупации Ирака?
Неужели Вы не знаете о страданиях иракского народа, а также
ежедневных жертвах как среди мирного населения, так и
оккупантов, среди которых двое — эстонские парни? Но Вы,
разумеется, в интересах эстонского народа, молчите, зная, что,
по всем опросам, большинство жителей нашей страны не
согласны с нашим присутствием в далекой стране. При этом
Вы преспокойно собираетесь оповестить Европу, весь мир, о
причиненных Москвой за недавние полвека «оккупационных
ужасах». Вы — православный человек и знаете, что лицемерие —
грех. Зачем Вы ездили к Патриарху Алексию за церковной
наградой, если считаете, что наша оккупация в Ираке — благо,
а «русская» оккупации в Эстонии — зло?

У нас вынесены приговоры людям, причастным к
перемещению в 1949 году в Сибирь десятков тысяч крестьян,
среди которых были пособники фашистов. Таковых хватало и
среди тех, кто бежал от Советской Армии в 1944 году через
Балтику на Запад. Но Вы чохом причисляете всех к жертвам
оккупации. Но отчего же мы весьма избирательны, когда
торжественно перезахоронили прах эсэсовца Альфонса
Ребане на кладбище Метсакальмисту, где покоится прах
Лидии Койдулы, Георга Отса, Пауля Кереса? Или когда
было заведено дело на Героя Советского Союза Арнольда
Мери за участие в переселении эстонских крестьян в Сибирь.
В день Вашего заявления об отказе ехать в Москву в
Нарве официально отмечали 61-ю годовщину бомбежки
города советской авиацией. (Кстати, а почему не отмечается
день бомбежки Нарвы немецко-фашистскими захватчиками в
1941 году?) СМИ подавали это так, будто русские изверги
бомбили город в мирное время. Но Вы сами не раз
утверждали, что именно под Нарвой эстонцы в немецких
мундирах доблестно отстаивали независимость Эстонии. Если
принять этот Ваш очередной миф о второй освободительной
войне, то зачем спекулировать жестокими бомбежками
«мирного» города? Вообще, по Вашей логике получается, что,
если кто-то был наказан в советское время за то, что перешел
улицу на красный цвет светофора, то теперь нарушителя
можно не только обелить, но и возвести в герои за то, что он
нарушал правила, борясь с советскими оккупационными
светофорами. Многое из сегодняшней интерпретации истории
официальным Таллином — абсурд. Однако наша политическая
элита, Вы — в том числе, с завидным упорством стоите на
своем. Почему?

Ответ прост. Никто не отрицает, что события 1939—1945
годов принесли Эстонии много бед и страданий. Было много
несправедливости. И каждый нормальный человек, включая
русских, осуждает это Зло. Но цинично, когда при этом наша
пропаганда и Вы лично замалчиваете массовое пособничество
фашистам со стороны местного населения, активное участие
эстонцев в преступлениях, осужденных Нюрнбергским
трибуналом. Или не было тартуского противотанкового рва,
где наши же эстонцы-изуверы участвовали в массовых
расстрелах советских активистов, членов их семей, включая
детей (снимок расстрела ребенка обошел весь мир)? Или не
было замученных в лагерях военнопленных красногвардейцев,
расстрелов десятков тысяч евреев в Калеви-Лийва? Или не
было систематической расправы эстонского «Омакайтсе» над
мирными жителями в соседних областях России? Или эстонцы
не воевали в составе немецких подразделений на стороне
немцев в Украине, Словакии, других странах Восточной
Европы? Наконец, кощунственно, когда возмущаются по
поводу уничтожения города-барокко Нарвы, но
замалчивается, как немцами и эстонцами под Ленинградом
были сожжены музеи, кстати, жемчужины мировой культуры.
И это тоже, по-Вашему, делалось во имя нашей с Вами
независимости?

Да, среди пособников немцев были и русские, но их
злодеяния не только никогда не замалчивались, они и сегодня
осуждаются. Наивны и несостоятельны оправдания
преступлений эстонских нацистов на том основании, что их
просто не было бы, обойди война Эстонию. Тогда та же
Норвегия должна простить своих квислингов или Франция
петеновцев. Но на Западе коллаборационистов осуждают и
презирают даже больше, чем захватчиков.

Есть еще одна причина применения нашей Эстонией
двойных стандартов, когда речь заходит о переписывании
истории. Это проблема тотального расслоения населения,
происшедшего за годы восстановленной независимости.
Получается так, что большинство жителей не ощутило
преимуществ перемен, немало и тех, кто стал сегодня
признавать социальные достижения советского периода,
по-Вашему — «оккупации», которой Вы лично содействовали,
будучи более чем высоким коммунистическим начальником.
Вас силой заставили быть секретарем ЦК Компартии
Эстонии? Между прочим, охаиваемый националистами
покойный академик Густав Наан отказал самому Сталину,
который предложил ему высокий пост.

Да, Эстония потеряла независимость в 1940 году, но во
многом и благодаря собственной политике. И факт остается
фактом: за годы советской оккупации Эстония была самой
развитой республикой во всех отношениях. Вы не сможете
отрицать и того, что хотя в СССР было мало свобод и
свободы, но все люди независимо от национальной
принадлежности были РАВНОПРАВНЫМИ. Чего-чего, а
неравенства на национальной почве не было, если, конечно,
закрыть глаза на преимущество эстонцев при подборе
руководящих кадров. Вам не стыдно, что, оказавшись в
цивилизованной Европе, сегодня мы обнаружим полное
равноправие только на… кладбищах, где людей, слава Богу,
еще хоронят не по национальному признаку?

По данным переписи, в 1990 году уровень образования
эстонцев и неэстонцев был одинаковым, сегодня в Таллине
процент молодых людей с высшим образованием среди
эстонцев в возрасте до 28 лет в два раза выше, чем среди
русских сверстников. С восстановлением независимости
можно говорить о духовной оккупации нацменьшинств,
которую Вы сознательно культивируете, но тщательно
скрываете от нашей и мировой общественности. Вы
сознательно изолируете неэстонцев от общественно-
политической жизни страны, по существу считая их людьми
второго сорта. За 15 лет восстановленной независимости
общество разделено на «три Эстонии». Первая — для кучки
богатых, вторая — для обедневших и нищих масс, и, наконец,
третья, сегрегируемая и ассимилируемая, — для трети населения
страны, нацменьшинств. Лучший способ отвлечь
недовольство людей социальной политикой в стране — это
создать образ врага. Оттого у нас (в стране Евросоюза) власти
поощряют русофобию, потворствуют пронацистским
настроениям и действиям. Делаете это и Вы, г-н Президент.
Не важно, сознательно или без. Вы подводите нашу страну и
народ к пропасти, причем совершенно не считаясь с мнением
большинства.

Понятно, что эстонская государственность молодая.
Отсюда немало национальных предрассудков, комплексов
неполноценности. Отсутствие у нашего государства опыта
дипломатии с лихвой компенсируется национальной
кичливостью и высокомерием наших политиков к соседу,
превращенному нашей параноидальной пропагандой в навеки
агрессивную и враждебную страну.

Только что ВСЯ страна отметила давно запрещенный
властями, как советский, праздник 8 Марта. Вы и наша
нуворишествующая элита оторвались от жизни, живете
прошлым и догмами, а не потребностями народа. Куда же
вдруг подевались крестьянские мудрость и трезвомыслие?
Неужели разумно, по поводу и без оного, все время лаять на
великого соседа? Должен же быть инстинкт самосохранения.
Сегодня мы под зонтиком НАТО, а через 50 лет? Зигзаги
истории непредсказуемы. И не умнее ли поддерживать если не
добрососедские, то нейтральные отношения с Россией?

Если Вы не захотите уяснить, что послевоенный
советский период, который Вы называете оккупацией, и 60-
летие Победы над фашизмом — это разные исторические
события, то Вы и впредь будете оскорблять память миллионов
и миллионов самых простых людей самых разных
национальностей, которые не были никакими оккупантами и
не думали о порабощении эстонского народа, они всего-
навсего гнали фашистов к Берлину, в том числе и через
Эстонию, отдавая свои жизни вовсе не ради того, чтобы Вы
могли сегодня ссорить Эстонию с Россией и провоцировать
межнациональную рознь внутри страны.

Если Вы понимаете и чувствуете боль своего народа, то
как же Вы, претендующий на цивилизованность, равнодушны
к страданиям других народов, в том числе и русского. Нельзя
видеть в мировой истории только страдания эстонского
народа. Смешно, когда мы ведем себя так, будто мы — пуп
Земли. Я не собираюсь переубеждать Вас. Вы уже вошли в
Историю. С каким знаком? История и рассудит. Но есть еще и
суд собственного народа. К нему я отношу и себя. Я — в пятом
поколении местный русский, моя бабушка — эстонка. И
поверьте, моя озабоченность и страх за будущее Эстонии
разделяют не только многие русские Эстонии, но и совсем
немало эстонцев. Простите, но Вы оказали нам
всем медвежью услугу.

Впрочем, возможно, именно Ваш поступок заставит
проснуться наше спящее в страхе общество, истинную, но
задавленную властями интеллигенцию.

8 марта 2005 года, Таллин

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры