издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Россия -- щедрая страна

  • Автор: Виктор ИГНАТЕНКО

Свой внешний долг перед странами Запада Россия
оплачивает исправно. Напрягается, экономит на пенсионерах,
врачах, учителях и других бюджетниках, но долговые
обязательства исполняет. Однако далеко не все наши бывшие
союзники поступают именно так и очень часто просто
отказываются возвращать нам немалые деньги. Но Россия не
обижается на своих должников и с завидной легкостью
прощает долги. Прощает даже тем странам, которые способны
рассчитываться по обязательствам.

На сегодняшний день у России скопился приличный
внешний долг. По долгам бывшего СССР нам предстоит
выплатить около 70 млрд. долларов. Собственно российский
внешний долг составляет примерно 40 млрд. долларов. Если
эти 110 млрд. долларов раскинуть на всех жителей страны, то
на каждого россиянина получится 775 долларов. В последнее
время мы ежегодно платим по внешним долгам по 15—17
млрд. долларов. Львиную долю в этих суммах занимают
набежавшие проценты по долгам. Если Россия не будет делать
новые заимствования, то со своими долгами она может
расплатиться только к 2030 году.

Однако Россия числится не только в должниках. Как у
солидного кредитора, у нее самой немало должников. Долг
иностранных государств России составляет почти 80 млрд.
долларов. В ряду должников России числятся Ирак, Сирия,
Монголия, Вьетнам, Куба, Алжир и другие страны. Довольно
много нам должны и государства СНГ — Украина, Грузия,
Таджикистан, Киргизия, Белоруссия.

Самый крупный должник России — Куба, она нам должна
16 млрд. долларов. Как она будет рассчитываться с нами,
никто толком не знает. До недавнего времени долг Сирии
составлял около 13 млрд. долларов, а долг Ирака — более 10
млрд. долларов.

Украина должна России 1,7 млрд. долларов. Белоруссия
задолжала нам 150 млн. долларов и 4,5 млрд. рублей. Срок
погашения долга закончился в декабре 2004 года, но Минск не
возвратил России ни одного доллара и ни одного рубля.

Совсем недавно Россия простила Ираку около 9 млрд.
долларов. Такое решение было принято вслед за США.
Американцы списали весь иракский долг — около 4,1 млрд.
долларов — и призвали сделать это другие страны-кредиторы.
Россия сначала не соглашалась списывать иракский долг, по
всей видимости торговалась, но потом, видимо,
почувствовала себя великой державой и списала львиную
долю этого долга. Но неужели Ирак не способен в обозримой
перспективе погасить свой долг перед Россией? Ведь страна,
занимающая второе место в мире по нефтедобыче, по всем
канонам способна рассчитаться со своим внешним долгом.
Более того, и в этом я не сомневаюсь, через 10 — 15 лет Ирак
будет процветающей и высокоразвитой страной.

Получит ли Россия выгоду от списания иракских долгов
в виде конкретных контрактов или усиления своих
политических позиций? На этот вопрос нет внятного и
убедительного ответа. Страны Запада, призывающие Россию
списать все долги Ираку, сами не идут навстречу нашей
стране, не снижают ее долги, пусть и взаимозачетом, так как
считают, что Россия немало зарабатывает на экспорте нефти и
способна рассчитаться со своими внешними долгами.

А вот Кувейт не намерен прощать долги Ираку. Об этом
заявил министр юстиции эмирата Ахмед Бакер. Он поведал
миру, что Багдад должен Кувейту 8 млрд. долларов за кредиты,
предоставленные во время ирано-иракской войны, а также 36
млрд. долларов компенсации за ущерб, нанесенный его стране
во время иракской оккупации. Министр юстиции в своем
заявлении обратил внимание на одну важную деталь: для того,
чтобы простить долги иностранному государству,
Национальное собрание Кувейта должно принять
специальный закон, подготовленный правительством. Такое
юридическое правило является разумным не только для
монархии, но и для любого современного государства,
которое считает себя правовым. Достойно сожаления, что в
российском законодательстве нет подобной нормы.

В России решения о списании долгов иностранных
государств принимаются в тиши правительственных
кабинетов, закрытых от посторонних глаз. Процедура
принятия таких решений носит закрытый и негласный
характер. Россиянам остается только гадать: почему
принимаются решения о списании долгов? Да и вообще, не к
лицу России просто так прощать иностранные долги. Во-
первых, мы, россияне, на самом деле не такие богатые; во-
вторых, мы сами много задолжали; в-третьих, наши долги нам
никто не собирается прощать. Если страна-должник не может
вернуть России долг деньгами, то почему не рассмотреть
вопрос о возвращении долга, скажем, в виде месторождений
полезных ископаемых, участков земель или других объектов
собственности?

В этом году без особых объяснений Россия уменьшила
долг Сирии с 13 до 3,5 млрд. долларов. Ранее было принято
решение о существенном сокращении долга Вьетнама перед
нашей страной.

Вот как объяснили причины беспрецедентного списания
Россией иракского долга с 10,5 млрд. до 1 млрд. долларов в
аппарате Совета безопасности России (цитирую по
информационной ленте «Интерфакса»): «Россия пошла на
этот шаг, во-первых, из чувства солидарности с
дружественным нам иракским народом. Во-вторых, Россия
при принятии этого решения руководствовалась
долгосрочными экономическими интересами,
ориентированными на получение российскими компаниями
возможности участвовать в восстановлении иракской
экономики».

Из этого объяснения трудно понять, в чем конкретно для
России выражаются так называемые «долгосрочные
экономические интересы». Ведь иракский долг можно было
бы списывать постепенно по мере допуска российских
компаний в иракскую экономику.

А вот насчет солидарности с иракским народом
действительно сказано сильно. В этой связи у меня возник
закономерный вопрос к нашему правительству: «А как быть с
солидарностью с родным российским народом, от имени
которого прощаются им заработанные и ему принадлежащие
миллиарды долларов?». Вопрос, как говорится, риторический.
А на риторические вопросы в официальных кругах отвечать
не принято.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры