90-я роль Татьяны Шляпневой
Что это значит — подготовить новую роль для сцены? Можно, наверное,
употребить такое сравнение: это что джемпер связать. Массу петелек с
помощью крючка соединить одну с другой, проявить при этом вкус,
сообразительность, чувство соразмерности, скрупулезную точность. Но
вообще-то это сравнение вряд ли пригодно, потому что помимо «вязания» в
роль еще нужно вложить смысл и присоединить к нему эмоции, которые
станут материей этого создания. К тому же каждый раз это новое творение,
старый «джемпер» на новую роль не натянешь. То есть создать для сцены
роль, образ, воплотить задуманный драматургом персонаж — совсем
непростое дело. Оно требует нервов, крови, самозабвения и самоотдачи.
Татьяна Шляпнева сделала это на сцене ангарского театра «Чудак» во
Дворце культуры нефтехимиков 89 раз.
В «Чудаке» она без малого сорок лет. Аналог этому сыскать трудно.
Летом 1965 года она приехала в Ангарск из Ярославля, где закончила
химико-технологический техникум, заглянула в любительский театр и
прикипела к сцене навсегда. В театре она и председатель совета, и
хранительница огня, и хозяйка, ведающая расписанием, реквизитом,
бутафорией. Тот летний день, когда пришла в театр, отмечает каждый год
как праздник, печет свой фирменный пирог и угощает сподвижников.
Даже и для четырех десятилетий 89 ролей — это серьезная цифра,
скрывающая за собой титанический творческий труд. За многие годы зрители
видели ее в самых разных ролях — от юности до зрелости, от водевиля и
комедии до драмы и трагедии. Васса Железнова, Верочка Коломийцева в
«Последних» Горького, Бабуленька в «Игроке» и Москалева в «Дядюшкином
сне» Достоевского, Васюта в «Провинциальных анекдотах» А.Вампилова,
шекспировская леди Капулетти, Адела в «Доме Бернарды Альбы» Лорки,
Ирина в «Вечно живых» Розова…
А сейчас ветеран «Чудака» репетирует свою 90-ю роль. В пьесе молодого
драматурга Данилы Гурьянова «Запах легкого загара» действуют прокурор,
судья, адвокат и сбежавший из колонии зек. Такой расклад. Татьяне
Шляпневой досталась роль адвоката — женщины со сложным характером и
сложной судьбой. Драматург дал своей пьесе подзаголовок «Фантазия».
Найти этому жанру сценический эквивалент — тоже загадка, которую
предстоит разрешить.
Как всегда, и спектакль, и роль нужно экипировать, «обмундировать»,
«снарядить» в дорогу. В этих хлопотах Татьяна Шляпнева — тоже дока.
Поход начат, а завершится он на премьере.
Кто-то придумал остроумный афоризм: «У артистов две жизни в театре —
на сцене и за кулисами». Сказано не без сарказма. Но, пожалуй, у артиста
любительского театра это связано воедино. Татьяна Шляпнева с ее
сорокалетним стажем — тому пример и образец.