Плюсы и минусы реформы
Народ еще не успел расслабиться и вздохнуть спокойно после монетизации, а на очереди уже следующая реформа - образовательная. Все ученое сообщество, высшая и средняя школа находятся в состоянии, близком к трансу. Вузы один за другим спешат высказать свое мнение.
В чем заключается реформа? Если кратко, то правительство предлагает
унифицировать российские стандарты образования с европейскими, сделать
обучение в школе 12-летним, повсеместно ввести единый госэкзамен, а высшее
образование перевести на двухуровневую систему — бакалавриат и магистратуру.
На внедрение каждого из направлений будет дано не более 2-3 лет, и отсчет уже
начался в этом году.
Высказать свое мнение по поводу грядущих нововведений согласился
ректор Байкальского государственного университета экономики и права Михаил
ВИНОКУРОВ.
— Реформа началась с введения такой меры, как единый государственный экзамен. К
нему можно относится по-разному, но отказаться от него уже невозможно. Я лично
не вижу никакого преимущества этого метода перед традиционными экзаменами.
Во-первых, у молодого человека, только что закончившего школу, теряется
мотивация идти учиться на определенную специальность, ведь результаты ЕГЭ
можно послать в разные вузы, на разные факультеты. Таким образом, стремление
абитуриента поступить в какое-то конкретное учебное заведение существенно
уменьшается. Во-вторых, кто-то решил, что введение ЕГЭ может искоренить коррупцию в
высшей школе. Тоже не факт, ведь тот же самый учитель, наблюдающий за ходом
госэкзамена, может подсказать выпускнику правильные ответы.
К тому же нельзя не отметить слабую организационную подготовку проведения
ЕГЭ. Где он будет проходить, в каких специально отведенных для этого местах?
Как дети из глубинки будут на него приезжать? Вопросов масса. У нас в
университете давно вместо вступительных экзаменов проводится тестирование, и
система четко отработана. Уже через два часа абитуриент знает свою оценку и тут
же может подать апелляцию. А результаты ЕГЭ будут проверяться в Москве.
Сколько на это уйдет времени? А где приезжие будут ожидать эти результаты?
— И все же на ученом совете университета вы приняли решение ввести ЕГЭ
относительно всего потока поступающих?
— Было распоряжение Министерства образования о приеме только 50 процентов
абитуриентов по результатам ЕГЭ. Но раз уже принято решение, что со
следующего года все переходят на ЕГЭ полностью, давайте сделаем это сейчас и
посмотрим, что из этого выйдет.
— С ЕГЭ ваша позиция понятна. А что вы скажете по поводу других направлений
реформы? Например, о двухуровневой системе подготовки специалистов —
бакалавриат и магистратура.
— Сегодня роль бакалавриата в России исполняет 5-летнее невостребованное
профессиональное образование. Не секрет, что многие студенты изначально не
собираются работать по своей специальности и идут учиться в непрофильные вузы
только ради того, чтобы получить диплом. Какой он будет — неважно. Эти
специалисты востребуются экономикой, но на таких рабочих местах, которые
высшего образования не требуют, где нужна просто общая культура. Особенно в
сфере сервиса: линейные менеджеры, специалисты по продажам, коммивояжеры,
продавцы, турагенты, секретари, офис-менеджеры и т.д.
При новой системе студенты на 3-4 курсе будут сдавать экзамены на программу
второго уровня: специалиста или в магистратуру. Для подготовки специалиста
достаточно одного года, для магистра — два. При этом из вузов будут по-прежнему
выходить профессионалы, готовые работать по конкретной специальности:
инженер, врач, юрист. А бакалавры смогут рассчитывать на те рабочие места, куда
сейчас идут выпускники непрофильных вузов, и их профессионализм будет
пополняться в процессе работы.
— Так ли нужно России примыкать к Болонскому процессу и унифицировать свою
систему образования?
— В Европе высшее образование унифицировано уже практически на две трети. Что
это дает? Вузы включены в единую сеть образовательных учреждений и поощряют
миграцию студентов в Европе в зависимости от их личных интересов и интересов
рынков труда. А также в зависимости от вакансий в университетах, тематики
лекций, имиджа местной профессуры, тяги молодых людей к перемене мест и т.п.
Учебные планы вузов настолько близки, что студент может первые два года
обучаться у себя на родине, допустим, в Испании, а следующие два года может
учиться уже в Великобритании или во Франции. Обучение за границей помогает
человеку приобрести совершенно специфические знания, узнать нечто новое,
обменяться опытом. А к каким грандиозным социальным последствиям приведет
такое образование? По сути, будут сняты последние барьеры на пути к единому
общеевропейскому пространству.
Думаю, что нам есть смысл интегрироваться в европейское образовательное
пространство. Со временем установится единый международный стандарт для
дипломов, который рано или поздно станет непреодолимым препятствием для
выпускников российских вузов на всемирном рынке труда.
— А что вы скажете по поводу деления вузов на федеральные и региональные?
— Я думаю, что на всю страну федеральными станут два-три десятка вузов, таких как
Московский, Казанский, Томский и другие старейшие университеты. Они и будут
пользоваться всеми вытекающими из статуса преференциями: гарантированным
финансированием из средств федеральной казны, некоторым количеством
бюджетных мест, государственными социальными гарантиями для студентов и др.
Соответственно, и уровень образования в них будет качественно другой.
Региональные вузы будут обязаны содержать субъекты Федерации, а это значит,
что определится какой-то круг вузов, на которые бюджетных денег будет хватать,
а остальные перейдут на самообеспечение.
— Но справедливо ли это?
— Элита есть элита. Есть, к примеру, Гарвардский университет или Оксфордский.
Соперничать с ними никому не придет в голову — это мировая интеллектуальная
элита, цвет современной науки.