издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Здравствуй, читатель

Ох, что-то похожее я уже писал. В российской истории есть еще один
«Бенкендорф», такой же начальник секретной службы и тайной полиции
империи, имевший несомненные заслуги перед Отечеством, но проклятый, хотя
и не забытый. Где-то в эти дни оставшиеся родственники очень негромко
отмечают 106-ю годовщину со дня рождения Лаврентия Павловича Берии,
бывшего наркома, министра, зампреда Совмина, Героя Социалистического
Труда, генерального комиссара госбезопасности и Маршала Советского Союза,
кавалера пяти орденов Ленина, ордена Суворова I степени, двух орденов
Красного Знамени.

Несмотря на то, что испытываю определенную слабость к парадоксам,
особенно историческим, писать о том, что на самом деле Берия вовсе не был
никаким монстром, а был нормальным и небесталанным государственным деятелем
своего времени, не буду. Это уже известно. Так же, как и то, что за годы войны
НКВД СССР во главе с Берией построил 842 аэродрома, 3573 километра
железных дорог, 1058 километров нефтепроводов, 4700 км шоссейных дорог,
десятки авиазаводов и так далее. Геройская звезда за советский «Манхэттенский
проект» по созданию атомной бомбы, в котором он был безусловным
руководителем — нашим генералом Лесли Гроувсом, получена за дело.
Академик Петросьянц сорок лет спустя, когда это было, мягко говоря, немодно,
все равно называл Берию крупнейшим организатором оборонной
промышленности.

И это правда. Как и то, что заговор Хрущева—Маленкова сломал планы Берии
по демократизации общества, объединении Германии, нормализации
отношений с Югославией. Как и то, что в обвинительном заключении у этого
человека, которого потом десятилетиями изображали кровавым сексуальным
маньяком, значились «внебрачные связи» со (страшно сказать!) 25-ю
женщинами за десять лет, которые он жил раздельно с женой. И уж, конечно, ни
одну из своих любовниц он не съел и не заточил в подземелье.

Повод ли все вышесказанное для установки памятника Лаврентию
Павловичу на родине, в селе Мерхеули? Нет. Политические руководители того
времени — одновременно палачи и жертвы, герои и преступники. Сталин, Берия,
Хрущев, десятки других — это люди, заслуги которых неразрывны с
преступлениями. И когда сегодня достойные ветераны вновь поднимают
портрет Верховного Главнокомандующего, я хочу еще раз напомнить известные
цифры, не желая спорить и суетиться. К началу Великой Отечественной войны
Сталиным и его сподвижниками были уничтожены 60 процентов личного
состава советской внешней разведки, 3 из 5 маршалов, 15 из 16
командармов 1 и 2 рангов, 60 из 67 комкоров, 136 из 199 комдивов, все
четверо флагманов флота (полных адмиралов), все шесть флагманов 1 ранга, 9
из 15 флагманов 2 ранга, все 17 армейских комиссаров 1 и 2 ранга и 25 из 29
корпусных комиссаров. В таком состоянии наши Вооруженные Силы
вступили в войну, в которой советский народ победил, несмотря ни на что.

Может быть, стоит об этом подумать?

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры