издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?"

  • Автор: Галина КУЗЬМИНА, музыкальный работник

В начале апреля в Иркутске произошло удивительное
событие, которое, впрочем, почти никто не заметил. Говорю
«почти», потому что нескольким счастливицам повезло,
и автор этих строк — одна из них. Наш город
посетила замечательный музыкант и педагог Татьяна
Эдуардовна Тютюнникова. Формально это событие можно
обозначить как семинар для музыкальных руководителей
детских садиков и преподавателей музыкальных школ.
Но на самом деле наша встреча вышла далеко за
рамки, диктуемые профессиональным обучением. Потому
что она побудила к размышлениям о сущности
творческого воспитания наших ребят, о развитии у
них музыкальности и музыкального вкуса, что в наш
век засилия пошлости и примитивизма на эстраде и в
жизни чрезвычайно важно для духовного здоровья
маленьких наших граждан.

Кстати, большинство из родителей, да и музыкальных
работников в дошкольных учреждениях, не знают о том,
что наиболее доступный ребенку вид музыкального
творчества — это импровизация. Первым до такой
простой истины додумался полвека тому назад
австрийский педагог Карл Орф. К сожалению, он не
успел изложить на бумаге свои идеи: после него
остался только нотный сборник. Зато в Австрии
сейчас есть целый институт его имени, развивающий и
обосновывающий на практике его идеи. И вот Татьяна
Эдуардовна Тютюнникова едет в Австрию, и один, и другой
раз, чтобы там, у первоисточника, освоить необычную
методику музыкальных занятий с малышами, а потом
поделиться знанием со своими соотечественницами, то
есть с нами, избравшими музыкальное воспитание детей
своей профессией.

В конце концов, каждый нормальный малыш настроен на
игру. А что делаем мы, взрослые тети? Сажаем малышню
рядком на стульчики в музыкальной комнате или за
парты в младших классах и пытаемся заставить
слушать наши поучения или, в лучшем случае,
петь хором. А ей, непоседливой нашей малышне,
становится скучно уже через пару минут. Но если
ребенок не испытал радости и удовольствия от простых
музыкальных впечатлений в своем детстве, вряд ли,
став взрослым, такой человек будет испытывать
потребность в настоящем искусстве, в классической
музыке. Идея музыкальной импровизации, творческого
музицирования на самом деле гораздо шире — она
перерастает в идею воспитания творческой личности.
Уроки импровизации развивают независимость мышления,
умение быстро находить новые пути в решении
возникающих проблем. А что в нашу стремительную
техногенную эпоху может быть актуальнее? Мы сегодня
уделяем много внимания развитию интеллекта ребенка,
но тем серьезнее обязаны заботиться о здоровье его
души. Ребенок, проводящий ежедневно за компьютером
по нескольку часов, особенно нуждается в творческих
упражнениях для того, чтобы его эмоциональная жизнь
не стала ущербной, чтобы он не потерял изначально
дарованной ему способности чувствовать, удивляться,
радоваться многоцветью окружающего мира.

К сожалению, такое свободное от утвердившихся
штампов обучение вряд ли возможно в рамках
существующей ныне системы музыкальных и
общеобразовательных школ. Видимо, поэтому большинство
новых ростков в музыкальной педагогике «проклевывается»
в дошкольных учреждениях. Ритмодекламация,
сопровождающаяся пластикой, пение, нетрудный танец,
— все для радости движений под музыку! А чего
стоит необыкновенный «оркестр», в котором звучать
может абсолютно все: от коробочек, наполненных
крупой, до шуршащей бумаги. И не усмехайтесь
скептически. На таких «инструментах», как оказалось,
можно исполнять и народные мелодии, и
классику. А уж удовольствие ребят от таких занятий
трудно передать. Мы, взрослые, занимались всем этим
на семинаре с большим азартом и вдохновением.
Видимо, недоиграли в раннем возрасте…

Как много мы потеряли из-за того, что в детстве нас
ТАК не учили! И насколько счастливее, духовно
богаче и свободнее могут быть наши дети, если
дать им возможность окунуться в атмосферу творческой
импровизации и полета мечты. Татьяна Эдуардовна
Тютюнникова подарила нам настоящий праздник. Ну а мы
давайте в меру наших сил и возможностей поможем
самим себе сделать первые шаги по этому прекрасному,
но нелегкому пути. Чтобы потом повести за собой
детей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры