Свободный рынок электроэнергии - не угроза тарифам
С 1 мая в России ожидается запуск свободного рынка электроэнергии - специальной торговой площадки, на которой будет реализовываться от пяти до пятнадцати процентов вырабатываемой электроэнергии. Окончательные сроки запуска рынка и схему его функционирования должно определить постановление Правительства РФ, однако уже сейчас многие высказывают опасения, что в результате запуска оптового рынка тарифы на электроэнергию могут заметно вырасти. Более того, по мнению наблюдателей, именно рост цен на конкурентном рынке и увеличение инвестиционного потенциала энергокомпаний и являются конечной целью реформ, предложенных командой Анатолия Чубайса.
Тем не менее пока эксперты высказывают достаточно осторожные прогнозы в отношении
возможного роста тарифов. Называются несколько причин, по которым может произойти
рост цен на рынке. Прежде всего, это превышение спроса над предложением — когда
крупные потребители наконец получат доступ к свободной покупке энергоресурсов.
Учитывая ограничения на объем продажи электроэнергии на свободном рынке для
генерирующих компаний (для Сибири это 5%, для ГЭС — 2%) и более высокий барьер для
потребителей (до 15% от потребляемого объема), этот фактор может стать тем
локомотивом, который и потянет за собой тарифы. И хотя цены сделок на рынке Сибири,
где преобладает гидрогенерация, вряд ли сравняются с ценами европейской части, а объем
их будет не так велик, они послужат ориентиром как для самих производителей, так и для
Федеральной службы по тарифам (ФСТ), региональных энергетических комиссий (РЭК).
Кроме этого, переход к работе на свободном рынке означает дополнительные затраты для
участников. В частности, это обязательные платежи при работе на оптовом рынке:
абонентская плата, плата Федеральной сетевой компании (ФСК), Диспетчерскому
управлению (СО ЦДУ Сибири), Администратору торговой системы (НП «АТС»).
Штрафы в секторе отклонений могут составлять еще до
5% от тарифа. Кроме того, в десятки миллионов рублей обойдется установка
предприятиями-участниками автоматизированных систем коммерческого учета, без
которых работа на рынке просто невозможна.
Дополнительным повышающим рычагом может послужить и разделение АО-энерго на
генерирующие, сетевые и сбытовые компании, вследствие чего тарифы будут
устанавливаться отдельно для каждого вида деятельности. Сама схема принятия тарифов
на очередной год будет выглядеть также несколько иначе: на основании представленных
РЭК документов ФСТ будет устанавливать предельные тарифы, и уже затем РЭК
принимает окончательные тарифы по видам деятельности.
В связи с вышеизложенными факторами можно предполагать, что тарифы в Сибири,
исторически более низкие, подвергнутся куда большему риску увеличения, чем на рынке
Запада или Урала. К тому же в прошлом году РЭК приняла решение сохранить тарифы
«Иркутскэнерго» без изменений на 2005 г., и инфляционная составляющая также должна
сыграть свою роль. Однако на практике все может выглядеть совсем по-другому. Для
этого необходимо, в частности, принятие решения о возможности заключения
долгосрочных прямых договоров между поставщиком и потребителем. В этом случае
цена, зафиксированная в договоре, может позволить крупным потребителям более
уверенно чувствовать себя в рыночных условиях, обезопасить свои инвестиционные
программы и, одновременно, уменьшить спрос на оптовом рынке, что также отразится на
динамике цен.
Заметим, что схема прямых договоров выгодна и «Иркутскэнерго», но уже с другой
стороны. Дело в том, что в случае наступления многоводного периода ГЭС будет
разрешено продавать на оптовом рынке до 15% от вырабатываемой электроэнергии. При
этом условии возможна ситуация, когда соотношение спроса и предложения резко
изменится в противоположную сторону, и уже поставщики не смогут получить ту цену за
свою продукцию, которая покрыла бы затраты на ее производство.
Остаются рычаги влияния на формирование тарифов и у администрации области. В
частности, уже ведется работа над созданием Гарантирующего поставщика — это
предприятие, которое также получит доступ на свободный оптовый рынок, но будет более
плотно контролироваться областными властями не только в части тарифов (РЭК будет
устанавливать предельную сбытовую надбавку этому предприятию), но и в плане
качественного и эффективного энергоснабжения населения. В результате объединения
распределительных сетей внутри области и сокращения за счет этого издержек на
доставку электроэнергии и обслуживание потребителей Гарантирующий поставщик
может оказать стабилизирующее влияние на тарифы, действующие внутри области.
Поэтому, при всей сложности механизма рыночных отношений, у населения нет причин
особенно беспокоиться. Единственную тревогу может вызвать ликвидация перекрестного
субсидирования, однако уже сейчас прорабатывается вопрос о введении социальных норм,
в рамках которых любой житель сможет получить достаточное количество
электроэнергии по ценам значительно ниже рыночных. Разумеется, более точные
прогнозы последствий введения рынка можно будет давать лишь после 1 мая. Но,
учитывая надвигающийся День Победы, можно надеяться только на хорошие новости.