В музей на вечное хранение
«В ряду важнейших аргументов определения Иркутска
как административной, духовной и культурной столицы
Восточной Сибири на протяжении прошедших столетий и
начала нынешнего одно из важных мест занимает то
обстоятельство, что в этом городе на Ангаре
существует крупнейший в зауральской части России
областной художественный музей, проводящий
масштабные коллекционную, экспозиционную,
реставрационную, культурно-просветительскую и
научно-исследовательскую деятельности».
Профессор Б. Шостакович
По результатам своей деятельности Иркутский
областной художественный музей имени В.П. Сукачева
был награжден дипломом «Образцовый музей 2004 года».
Денежное вознаграждение было решено направить на
закупку произведения искусства для умножения
собрания музея. Таким произведением стал портрет
одного из самых известных людей нашего города,
народного художника России Бориса Бычкова, ушедшего
от нас в январе 2005 года. Борис Тимофеевич был
членом-корреспондентом Российской академии художеств,
руководителем секции декоративно-прикладного
искусства Иркутской организации Союза художников
России и большим другом художественного музея. Не
будет преувеличением сказать, что благодаря ему и
народному художнику России Анатолию Ивановичу
Алексееву в музее открылись выставки и увидели свет
монографии, оставившие заметный след в культурной
жизни города: «Декоративно-прикладное искусство
Иркутска. ХХ век» и «Российские академики в собрании
Иркутского художественного музея». В Иркутском
художественном музее хранятся 16 отдельных
предметов, ансамблей и декоративных композиций
Бориса Бычкова. В феврале этого года музей приобрел
у семьи художника его последние работы — «Цветы из
царства Плутона» (2003 г.) и «Ростки» (2003 г.).
Гравированный портрет Бориса Бычкова на оптическом
стекле создан заслуженными художниками России
Аркадием и Натальей Лодяновыми в феврале 2005 года.
Приобретая его в собрание, коллектив художественного
музея выразил свое великое уважение к памяти
большого мастера.
Непростым был путь иркутских ювелиров к созданию
этого портрета. В начале 70-х годов ХХ века
художники Наталья и Аркадий Лодяновы активно
работали с камнем. Но информации о технологии работы
с ним было чрезвычайно мало, и им часто приходилось
внедряться в смежные декоративные жанры. Например, в
художественное стекло. Информацию черпали в
иностранных журналах: польских, немецких и, в
частности, в чешском «Глаз ревю» («Стекло ревю»).
Журнал этот был знаком в основном людям таких
профессий, как художники и фотографы. Там печатались
материалы о стекле и керамике, о технологических
процессах и известных чешских мастерах. Технология
обработки стекла практически та же, что и камня:
резьба, гравировка, шлифовка. И вольно или невольно
Лодяновы стали интересоваться стеклом и переносить
технологию обработки стекла в обработку камня.
Сначала Аркадий думал только о фотопортрете Бориса
Тимофеевича, и его мы увидели на выставке в 2004
году среди портретов других известных иркутских
художников. Но мечта создавать портретные
изображения на стекле не оставляла Лодяновых. Встал
вопрос: «На чем резать?». Найти хрустальное стекло
больших размеров в Иркутске невозможно. Аркадий и
Наталья решили, что это будет оптическое стекло. К
этому прекрасному материалу, бесцветному и цветному,
в настоящее время художники проявляют все больший
интерес.
Портрет в рисунке был готов на следующий день после
похорон Бориса Тимофеевича. Прекрасно сказал о нем
Сергей Элоян: «Он погиб в бою». Именно таким
несгибаемым человеком и творцом предстает Бычков на
портрете.
Когда показали портрет родным, дочь Бычкова Ольга
сказала: «Это классический римский профиль». На
вечере памяти художника, проходившем в музее,
директор Елена Зубрий в своем выступлении, не зная о
словах дочери, сравнила Бориса Тимофеевича на
портрете с древним римским патрицием. Именно таким,
строгим и величественным, он и получился.
«Стекольщик на стекле». Без уточняющего текста. На
выставкоме в Иркутском союзе художников Сергей Элоян
поддержал один из проектов, представленных
Лодяновыми: «Чистая и точная гравировка на
идеальном стекле, никакого текста и оправа тонкая,
металлическая, без надписей и рельефа».
Металлическую конструкцию — оправу сделал на
иркутском экспериментальном ювелирном заводе «Карат»
один из лучших ювелиров города Антон Манжалей.
Всего за 10 дней А.Манжалей выполнил эту сложную
работу! Портрет «Стекольщика на стекле» был
выставлен в зале Иркутского художественного музея
рядом с произведениями самого Бориса Бычкова.
Вот что говорят Лодяновы:
«Это наша память о нашем учителе и результат
большого жизненного пути. И нам, как художникам,
очень приятно, что работа получила такую высокую
оценку и отклик у коллег и музейщиков. Мы благодарны
коллективу музея, и сам факт приобретения портрета
Бориса Тимофеевича Бычкова Иркутским художественным
музеем на вечное хранение — лучшая оценка нашей
работы».