издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Педагогическая проблема

  • Автор: Дилара АЗАРОВА

Нынешней весной вузы области выпустят около 900 учителей Ежегодно учебные заведения Иркутской области выпускают сотни квалифицированных преподавателей. Несмотря на малооплачиваемость этой профессии, молодые специалисты все же идут в школу и стремятся передать свои знания нашим детям.

У выпускников среднеспециальных и высших учебных заведений Иркутской области
начинается горячая пора. Примерно через месяц-полтора им предстоит подтвердить
полученные знания и свою профессиональную пригодность — пока еще студенты, они
готовятся к защите дипломных работ.

— Подготовку учителей с высшим педагогическим образованием в Иркутской области
осуществляют два вуза — Иркутский государственный педагогический университет и
Иркутский государственный лингвистический университет, — рассказывает начальник
главного управления общего и профессионального образования Иркутской области
Наталья Малявкина. — По предварительным данным, планируемый выпуск в 2005 году
составит 884 человека. Педагогический вуз выпустит 575 молодых специалистов, а
лингвистический — 309 преподавателей.

Кроме студентов вузов, профессию учителя в регионе осваивают учащиеся восьми
педагогических колледжей и одного училища. Предполагается, что нынешним летом
стены этих учебных заведений покинут 850 выпускников. По предварительным данным,
387 молодых специалистов планируют продолжить постижение нелегкого труда и
поступить в вузы по очной и заочной формам обучения. Еще 434 выпускника колледжей и
училища намерены устроиться на работу в образовательные учреждения — детские сады и
школы.

Готовы ли принять школы Иркутской области молодых специалистов? Да. К сожалению,
в общеобразовательных учебных заведениях региона остаются вакантными должности
учителей. В областное управление образования уже поступают заявки из территорий
Приангарья. Более того, на сегодняшний день сформирован региональный банк вакантных
должностей в образовательных учреждениях Иркутской области.

— По предварительной информации, в 2005-2006 учебном году в учреждениях
образования ожидается 714 вакансий, — говорит Наталья Малявкина. — Более 400
учительских рабочих мест пустуют в образовательных учреждениях городов
области. Остальные — в сельских школах. Мы уже направили сведения о существующих
вакансиях во все педагогические вузы, колледжи и училища Приангарья для
выбора выпускниками места своего трудоустройства.

По словам Натальи Малявкиной, сегодня больше всего Иркутская область испытывает
недостаток в преподавателях иностранного языка. В школах региона насчитывается 134
таких вакансии. Дальше в порядке убывания не хватает учителей физической культуры
(62 свободных рабочих места), преподавателей трудового обучения (61),
учителей физики (50) и учителей музыки (43).

В минувшем месяце в Иркутске прошли две ярмарки вакансий для молодежи — 15 апреля
в «Сибэкспоцентре» и 19 апреля в Иркутском государственном
педагогическом университете. Подобные ярмарки стали традиционными для нашего
региона. В них, как правило, принимают участие и руководители муниципальных органов
управления образованием, и представители учебных заведений региона, и будущие
выпускники вузов, колледжей.

В рамках ярмарки, состоявшейся в педуниверситете, можно было получить
характеристики по каждой из представленных вакантных должностей, заявленных на
2005-2006 учебный год. Будущие специалисты ознакомились с нагрузкой в отдельно
взятой школе, нуждающейся в молодом учителе, с размером оплаты труда, условиями
предоставления жилья, а также получили информацию о социальных льготах и
гарантиях, полагающихся молодым специалистам.

Существует еще одна, более глубокая, проблема: в сельские школы молодые специалисты
идут работать с большей неохотой, чем в городские. Сегодня почти 300 вакансий
насчитывается в школах районов Иркутской области. Чтобы разрешить эту проблему,
главным управлением общего и профессионального образования была разработана
программа целевой контрактной подготовки специалистов для сельских школ региона.
Суть принципиального механизма заключается в том, что для абитуриентов из сельских
территорий Иркутской области при поступлении в высшее учебное заведение создаются
особые условия. Им предоставляется льгота при сдаче экзаменов.

— Схема действует примерно так: в период вступительных экзаменов администрации
районов направляют в областное управление образования списки выпускников, которых
они хотели бы видеть в качестве учителей в сельских школах, — объяснила Наталья
Малявкина. — С ребятами, которые успешно выдержали вступительное испытание,
заключаются договоры. Участниками договора выступают областное управление
образования, администрация района, администрация вуза и непосредственно студент.

Во время обучения будущие сельские педагоги получают существенную материальную
поддержку. Из средств областного бюджета студентам третьих-четвертых курсов
начисляется доплата к стипендии в размере 200 рублей, пятикурсникам — и того больше,
500 рублей. Кроме того, у так называемых целевиков не возникает проблем с практикой.
Если школы Иркутска порой отказывают студентам, то коренных селян тепло принимают
в родных учебных заведениях. А после получения диплома целевик, по одному из условий
подписанного документа, должен вернуться на работу в свой муниципалитет. Областное
управление образования ведет индивидуальную работу по трудоустройству каждого
выпускника этой категории.

Предстоящим летом обучение по контрактно-целевой системе подготовки кадров
заканчивают 87 человек. Совсем скоро диплом о высшем образовании получат 65
студентов педагогического университета и 22 студента
лингвистического университета.

А прошлой осенью 161 специалист вышел на работу в сельские школы Приангарья.
Наталья Малявкина рассказала, что главное управление образования обеспечило каждому
из них выплату подъемных (два преподавательских оклада плюс надбавка за разряд), а
также выпускное пособие в размере пяти тысяч рублей. Эти деньги были направлены из
областного бюджета.

В некоторых районах практикуется приплачивать из местных бюджетов, чтобы удержать
специалистов. Однако самая главная проблема, которая стоит перед властями территорий,
— обеспечение молодых преподавателей жильем. Решение зависит от возможностей
районов: где-то предоставляется благоустроенное жилье, где-то неблагоустроенное, но с
обязательным обеспечением электроэнергией и топливом.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры