Быть ли жилью доступным?
Ни для кого не секрет, что купить квартиру в Иркутске среднему горожанину не по карману. Население, измученное "квартирным вопросом", испробовало различные варианты его решения: жилищные сертификаты, долевое участие, субсидии, ипотеку... Строительные программы рождаются, как грибы после дождя, а стоимость растет быстрее: 20-25-30 тысяч за квадратный метр. И это при средней зарплате в 6-7 тысяч рублей!
Картина, прямо скажем, удручающая. Особенно если
учесть, что в области еще немало бесквартирных
ветеранов Великой Отечественной, воинов-афганцев,
переселенцев… На что и на кого рассчитывать
десяткам тысяч учителей, врачей, культработников?
Этим проблемам, сложившимся в строительном
комплексе, и было посвящено прошедшее в Иркутске
совещание по теме «Пути
увеличения объемов жилищного строительства и
развитие рынка доступного жилья». В его работе
приняли участие представители администраций
области, городов и районов, руководители
проектных институтов, подрядных и общественных
организаций. Вел совещание помощник полномочного
представителя президента в Сибирском федеральном
округе Александр Суриков.
Было время, когда американцы очень высоко
оценивали сложившуюся в советские времена
структуру территориальных и городских
строительных концернов типа Главвостоксибстроя в
сочетании с перспективой пятилетнего планирования
и признавались: «Это то, что нам так не хватает!» Их
изумлению не было предела, когда узнали, что
мощные концерны ликвидированы… самой властью!
Теперь изумляться приходится нам: как могло
случиться, что область,
занимающая в конце 80-х третье место в РФ по вводу
жилья, скатилась на предпоследнее в Сибирском регионе?
По данным статистики, в прошлом году в Приангарье
сдано лишь 260 тыс. кв. м. И жилье это в основном
элитное, недоступное для среднего иркутянина.
При столь низкой покупательной способности 80%
граждан не сможет решить свою жилищную проблему.
Отчего столь неутешительный диагноз? Большинство
участников совещания сошлись во мнении, что реформы
и либерализация сделали наш стройкомплекс
неуправляемым. Деклараций много, доступных квартир
нет. Без существенных объемов роста жилищного
строительства ни о каком социальном жилье говорить
просто не приходится. Нужно менять положение вещей на
рынке жилья: надо, чтобы предложений и спроса было
больше. Для этого
— больше строить. А чтобы больше строить, необходимо
развивать базу. У нас же в этой области похвастать
особо нечем. По-прежнему 80-85% материалов завозим
из-за пределов области. Под боком мощная наука,
химические и целлюлозные производства, месторождение
магнезита, а утеплители, ячеистые бетоны и даже
облицовочный кирпич везем бог весть откуда. Из
материалов в области остались лишь цемент и кирпич.
Рассчитывали на новосибирский ячеистый бетон, но
там увеличили объемы строительства, и поставки
прекратились. Кстати, Новосибирская область при
идентичном количестве населения и бюджете в прошлом
году ввела 716 тыс. кв.м. Все это дало повод Александру
Сурикову заявить: «Во всех ваших программах нет
главного — наращивания объемов строительства,
отдельные программки с вводом по 10-30 тыс. кв. м в
принципе проблемы не решают».
Политика невмешательства в строительные проблемы не
оправдала себя. Не случайно помощник полпреда то и
дело повторял: «При нынешней экономической ситуации
без содействия администраций области, города, района
из кризиса не выбраться». В чем должно выражаться это
содействие? Прежде всего, в использовании
административного ресурса.
Земля в руках муниципалитетов — почему она стоит
бешеных денег? А сети? Почему не подготовить
площадку за счет бюджета? Строитель не платит за
подключение энергетикам, тепловикам, Водоканалу и
т.д. И строит для бюджетников более дешевые дома.
Тогда не надо снижать кредиты, давать людям
деньги, человек сам сможет справиться.
Во-вторых, надо, чтобы подрядчик имел более доступные
деньги. У нас говорят, что бюджетных денег только
и хватает, что на целевые программы. Это действительно
так. А почему администрации не дать ведущим фирмам
гарантии, а в залог взять тот же строящийся дом или
жилой комплекс? С такой гарантией подрядчик без всякой
волокиты получит в банке кредит. В конце концов,
если государство регулирует зарплату бюджетников, то
почему цены на жилье не может? Не хватает честности и
правил.
— Наша задача — наладить массовое строительство
жилья, в том числе доступного для бюджетника и
социального для малоимущих, — сказал Александр Суриков.
Отсюда и итоговые рекомендации участников совещания
законодательным и исполнительным органам власти по
организации работ стройкомплекса, развитию базы
стройиндустрии, увеличению темпов строительства и
удешевлению жилья, а также курированию вопросов
развития стройкомплекса и финансовых операций.
Словом, думай, крутись, управленец, и продержись до
улучшения инвестиционного климата. Власти
говорят, что оно непременно наступит. Вот только
когда… А пока продолжаем жить по принципу: как
живем, так и строим.