издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Окончательный расчёт

  • Автор: Дмитрий ДАНИЛОВ

24 мая с журналистами встретился Семен Викторович Круть, исполняющий обязанности заместителя главы администрации Иркутской области. Он подробно остановился на порядке финансирования областным бюджетом расходов по реализации мер социальной поддержки, льгот и гарантий, предусмотренных федеральными и областными законами.

Руководитель социальной сферы области подчеркнул, что выполнение обязательств перед
гражданами, имеющим право на ту или иную форму социальной поддержки, является для
областной администрации приоритетным направлением деятельности. Исполнение 122
федерального закона (а также 14 законов Иркутской области и 22 нормативных актов,
вытекающих из них) находится под строгим контролем не только губернатора Иркутской
области, но и Правительства РФ. Губернатору ситуация с выполнением докладывается
еженедельно, а ежемесячно проводится заслушивание этого вопроса на заседании
правительства. За пять месяцев 2005 года удалось снять большинство острых вопросов,
стоящих на повестке дня.

Исполнение 122 федерального закона (а также 14 законов Иркутской
области и 22 нормативных актов, вытекающих из них) находится
под строгим контролем не только губернатора Иркутской области,
но и Правительства РФ.

Расходы на социальную поддержку различных категорий граждан финансируются из различных
источников, то есть из федерального или областного бюджета. Соответственно, существует два
документа — Федеральный и Областной регистры. Это списки, в которые включены все граждане,
имеющие право на областную или федеральную поддержку. По состоянию на май нынешнего
года, ежемесячная денежная выплата установлена 214881 льготнику, включенному в
Федеральный регистр.

В Областной регистр включено немногим меньше, 213819 чел., из них 2581 человек
— труженики тыла, 203357 — ветераны труда и граждане, приравненные к ним, а 7881
— реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий. Доставка
гражданам ежемесячной денежной выплаты осуществляется с 14 января 2005г., и на
настоящее время расходы на выплату ЕДВ из областного бюджета составили 236 млн. 689
тысяч рублей.

Сегодня главной проблемой является льготное лекарственное обеспечение граждан. С
начала года аптеками области отпущено 541622 рецепта на сумму более 150 млн. руб., в
том числе: федеральным льготникам (486872) на общую сумму 134 млн. рублей;
региональных льготных рецептов (5634) на сумму 562 273 руб.; муниципальных рецептов
(49116) на сумму 15 млн. рублей. При этом возмещение расходов по предоставлению
льготного лекарственного обеспечения отдельным категориям граждан Иркутской
области производится строго по предоставлению отчетов ЗАО «РОСТА». К сожалению,
процесс взаиморасчетов существенно замедляет трудоемкая процедура сверки документов
между аптеками, ЗАО «РОСТА» и Фондом медицинского страхования. На сегодняшний
день ЗАО «РОСТА» осуществлено возмещение расходов, связанных с предоставлением
льготного лекарственного обеспечения федеральным льготникам, в размере 45 млн. руб.,
из них возмещено аптекам Иркутской области 20 млн. руб. Безусловно, это является
проблемой, возможным решением которой может быть авансирование расходов аптечной
сети. Соответствующие предложения были направлены нами в федеральный центр.

Бесперебойно финансируется льготное зубопротезирование. В период с января по 19 мая в
учреждения области обратились по вопросу льготного зубопротезирования 9876 чел., из
этого количество более четырех тысяч человек уже закончили протезирование. Общая
сумма затрат составила 16 млн. 713 тыс. руб., из которых медицинским организациям уже
возмещены расходы в сумме 15 млн. 773 тыс. руб. Откуда взялась заявленная властями
областного центра цифра задолженности только по Иркутску в 2 млн. рублей, не очень
понятно.

Иркутск занимает приоритетное место в областных целевых
медицинских программах.

Из года в год увеличиваются объемы финансирования по линии Фонда медицинского
страхования. Так, два года назад областная администрация взяла на себя медицинское
страхование неработающего населения. По данным заместителя руководителя ФМС
Иркутской области Николая Абашина, в динамике это выглядит следующим образом: в
2002 году территории получили 430 млн. рублей, в 2003 (финансирование со стороны
области) — 556 млн. рублей, в 2004 — 714 млн. рублей. Наконец, в нынешнем году на эти
цели территории, включая г. Иркутск, получат 1 млрд. 86 млн. рублей. В свою очередь,
область постоянно добивается увеличения средств, которые поступают из федерального
фонда медицинского страхования. Так, в 2003 году из средств ФМС область получила
84,8 млн. рублей, в 2004 — 116 млн., в 2005 ожидается превышение этой цифры. По словам
Николая Абашина, город Иркутск никогда не страдал от отсутствия внимания со стороны
ФМС. Так, фактические объемы расходования средств ФМС по областному центру за
первый квартал 2005 года на 16% превысили объемы предыдущего года (а в 2004 —
соответственно на 25% превышали цифры 2003 года). При этом Иркутск занимает
приоритетное место в областных целевых медицинских программах. Так, только в
прошедшем году два учреждения областного центра — перинатальный центр и
клиническая больница N1 — получили медицинского оборудования на 3 млн. 700 тыс.
рублей.

Выявлены нарушения по нецелевому использованию средств в
четырех муниципальных лечебных учреждениях Иркутска на
немалую сумму — 2 млн. рублей.

К сожалению, увеличение объемов финансирования сопровождается ростом
злоупотреблений на местах. Так, выборочная проверка целевого расходования средств
обязательного медицинского страхования, проведенная в прошлом квартале, выявила
нарушений на 80 тысяч рублей. Сегодня мы располагаем данными проверки, проведенной
независимой межведомственной комиссией в отдельных учреждениях областного центра
совсем недавно. Выявлены нарушения по нецелевому использованию средств в четырех
муниципальных лечебных учреждениях Иркутска на немалую сумму — 2 млн. рублей.

О транспортном обслуживании населения. В настоящее время главным управлением
социальной защиты населения области возмещены расходы филиалу ОАО «Российские
железные дороги» ВСЖД по предоставлению льготополучателям проезда на
железнодорожном транспорте пригородного сообщения по Иркутской области на сумму
200,17 тыс. руб.

Также возмещены расходы автотранспортным организациям по предоставлению
отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки в
соответствии с областным законодательством, льготного проезда на автомобильном
транспорте междугородных (внутриобластных, внутрирайонных) маршрутов на сумму
34393,33 руб., ФГУП автоколонна 1880 — 22157,61 руб., автоколонна N1948 (г. Ангарск)
— 1920,0 руб., автоколонна N1503 (г. Тайшет) — 315,72 руб.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.01.2005г. N80-р федеральным
бюджетом на возмещение расходов транспортных организаций Иркутской области,
связанных с льготным проездом граждан на городском пассажирском транспорте и
автомобильном транспорте пригородного сообщения по единым социальным проездным
билетам, предусмотрено 58 млн. рублей. Из них в мае 2005 года транспортным
организациям Иркутской области за I квартал 2005г. перечислено 16 млн. руб., а за II
квартал 2005 г. — более 9 млн. руб.

Во всех городах области есть подобные проблемы, но небольшие
муниципалитеты почему-то решают их оперативно.

Что касается финансирования жилищно-коммунальных услуг. Главным управлением
социальной защиты подписаны договоры по предоставлению мер социальной поддержки
отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг с 580
предприятиями области. Департаментам социальной защиты населения перечислены
средства на возмещение затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки
по оплате жилья и коммунальных услуг за счет средств областного бюджета:
реабилитированные — 6 323,4 тыс. руб., ветераны труда — 118 979,8 тыс. руб.; за счет
средств федерального бюджета: инвалиды, чернобыльцы, отдельные категории ветеранов
— 92 911,5 тыс. руб.

С чем связаны задержки в выплатах? По словам Семена Крутя, сегодня предприятия ЖКХ
столкнулись с новой для себя формой отчета: «Для того, чтобы органы социальной защиты
возместили им расходы, мы должны четко видеть, кому и какой объем услуг оказан». Как
и в случае с лекарственными средствами, соцзащита требует от предприятий ЖКХ четких
реестров, в общей сложности по 16 позициям (ФИО, объем жилой площади, основание
для получения льготы и так далее) — таково требование закона. Что происходит на деле?
Например, в Кировском районе Иркутска имеют право на льготу 2130 жителей. Однако
при сверке в органах социальной защиты компьютерная программа сообщает, что данные
на 300 человек не соответствуют ни федеральному, ни областному регистру. Во всех
городах области есть подобные проблемы, но небольшие муниципалитеты почему-то
решают их оперативно. По тому же г. Иркутску таких «потерявшихся» граждан 12 тысяч
человек, что привело к серьезному запаздыванию расчетов. Наверное, если бы
муниципальные жилищно-коммунальные организации работали более организованно,
накопленная задолженность была бы меньше. Сейчас принято решение рассчитываться не
единым реестром, а отдельно — по «правильным» данным, а позже — по тем счетам, где
выявлены и исправлены ошибки. По состоянию на май, предприятия ЖКХ области
профинансированы на сумму 102 млн. руб.

Нужно заметить, что для Семена Викторовича Крутя встреча с журналистами была лишь
репетицией генерального сражения: вопрос о том, как областной бюджет исполняет
обязательства по реализации мер социальной поддержки, льгот и гарантий,
предусмотренных федеральными и областными законами, вынесен на сегодняшнюю
сессию Законодательного собрания. Депутатам предстоит окончательно понять, кто
виноват и что делается для решения проблем областного центра.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры