Зеркало современной архитектуры
Межрегиональный архитектурный фестиваль "Зодчество Восточной Сибири" открывается в Иркутске 6 июня. Проводится он уже в пятый раз, и так получилось, что этот маленький юбилей совпал с большим. Иркутская организация Союза архитекторов России в этом году отмечает свое 70-летие. Празднование этой даты торжественным орнаментом дополнит программу фестиваля. Накануне открытия фестивальной недели наш корреспондент встретился с председателем правления Иркутской организации Союза архитекторов Еленой Григорьевой.
— Иркутский архитектурный фестиваль, как отмечают профессионалы, фактически третий по
масштабу и значимости в России. Как вам удалось этого добиться за короткий, в сущности, срок?
— Большую роль, как всегда, сыграл пресловутый человеческий фактор. Организовать такой фестиваль —
инициатива иркутских архитекторов. Собственно, в Восточной Сибири два крупных архитектурных центра, где
есть и школы и архитекторы с высоким рейтингом, — Красноярск и Иркутск. В Иркутске в последнее десятилетие
сложилась команда с активной жизненной позицией. Через несколько лет продвижения своих идей эта команда
пришла к решению проводить свой фестиваль. Собственно на эту мысль нас натолкнули коллеги с Дальнего
Востока, которые уже лет 10 проводят подобный фестиваль в Хабаровске.
Пять лет назад Иркутск в первый раз предпринял попытку собрать архитекторов Восточной Сибири. Мы
считаем себя детьми российского фестиваля, который называется «Зодчество». Старший «ребенок» —
«Зодчество Дальнего Востока», а мы, наверное, средний ребенок, потому что по нашим стопам пошли и другие
регионы. В европейской части страны уже несколько таких региональных фестивалей.
Подобно российскому, наш фестиваль имеет несколько разделов. Это постройки, проекты, пропаганда
архитектуры, то есть книги, публикации, статьи, видеофильмы, фотосессии, посвященные архитектуре. Затем
идет молодежное и студенческое творчество и, наконец, детские архитектурные студии. Таким образом, мы
охватили основные области деятельности архитекторов и весь возрастной спектр. Очень интересно детское
творчество. В Иркутске и Ангарске есть несколько очень сильных студий. Лично я каждый раз сочувствую
жюри, работающему в этой номинации. Мне кажется, большинство работ там просто гениальны.
Каждый раздел включает несколько номинаций, в каждом разделе работает свое жюри. Мы стараемся, чтобы
в жюри было представлено как можно больше городов Восточной Сибири. Конечно, это зависит от того, сколько
гостей приезжает к нам из регионов. Возглавить жюри обычно просим звезд архитектуры, таких как Александр
Скокан, Алексей Бавыкин, в этом году — Сергей Киселев. Постоянные члены жюри — заслуженные архитекторы
России иркутянин Владимир Бух и Виктория Астраханцева из Братска. Квалификацию нашего жюри оценивают
очень высоко, в том числе и потому, что лауреаты нашего фестиваля, как правило, занимают высшие места на
российском фестивале. Далеко не всегда это случается с другими региональными фестивалями. Приятно, что
последние три-четыре года иркутяне регулярно привозят высокие награды. Иркутск вошел в пятерку городов,
которые будут представлять Россию на предстоящем международном конгрессе в Стамбуле. Кроме нас туда
попали Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Казань. Конечно, это успех.
— Таким образом, можно быть спокойными за архитектурное будущее Иркутска?
— Как вам сказать… Внешние успехи есть, без сомнения. Но остается большая масса проблем, часть из
которых решается, часть — нет. Мы их регулярно обозначаем, но не находим взаимопонимания с городской
администрацией.
Самая острая проблема, о которой мы постоянно говорим, — нарушение последовательности разработки
проектов. Нельзя разрабатывать отдельно дом, как будто он висит в пустоте. Здание — элемент среды. Это в
традициях советского и российского градостроительства, в иркутских традициях. В конце концов, это четко
обозначено в федеральном законодательстве, в градостроительном кодексе. Должна быть разработана
градостроительная документация, которая даст комплексное видение территории. Генплан города, проект
планировки, и так далее. В последние годы в Иркутске появился обычай нарушать указанную
последовательность. А это влечет за собой упущенные возможности для города, ущерб горожанам, часто —
необратимые последствия.
Возьмем территорию около Ангарского моста, так называемую предмостную площадь. Еще в советские
времена на эту тему несколько раз проводились конкурсы. Ни один из них так и не был утвержден, не была
разработана документация, согласно которой можно отводить участки под строительство домов.
Настало новое время, новые экономические условия. Но проблема осталась. Мы с завидной регулярностью
поднимаем эту тему. Необходимо объявить конкурс на территорию между Ангарским мостом и сквером Кирова.
Это огромный массив, большую часть которого занимает малоценная деревянная застройка. Там мало
памятников, что вообще редкость для Иркутска. Большую часть можно смело сносить и строить что угодно
городу — бизнес-район, престижное жилье, высотные здания. Заметьте, что это «золотая» земля, самый центр
Иркутска. Квадратный метр там может стать самым дорогим в городе. Чтобы не иметь ощущения упущенных
возможностей, прежде всего, для города и его жителей, нужно определить, что это за территория, для чего она
предназначена.
Этого не происходит. Зато началась хаотичная застройка. Появилось два дома без градостроительной
документации, случайно «посаженных», со своими случайно, без учета перспективы, проложенными сетями.
Дело в том, что на этой территории долгое время не было сетей. Теперь появился коллектор, и сразу возник
интерес к площадке у застройщика. Когда будет строиться следующий дом без проекта застройки, к нему
потребуется снова провести сети, а для этого — перенести сети, уже проложенные. И так далее. Это лишь один
пример.
При этом стихийно формируется силуэт набережной, силуэт всего города. Раньше его формировали высокие
церкви, кафедральный собор, который потом снесли. Затем пятиэтажная застройка все это нивелировала. Сейчас,
по сути, формируется новый облик города. Появляются здания до 16 этажей, высотные акценты заметны в
проектировании. Представьте, все это не урегулировано на уровне генплана города, на уровне проектов
планировки. Царит самый настоящий хаос. Конечно, кому-то это удобно. Некоторым инвесторам, некоторым
чиновникам. Функции Союза архитекторов, в первую очередь, состоят в том, чтобы защищать общество от
подобного непрофессионализма. Особенно важно это сейчас, когда намечается рост объемов строительства. К
сожалению, наше стремление ввести этот процесс в нормальное русло не находит понимания в городской
администрации. Несколько лет назад, когда я высказывала свои опасения, мне вице-мэр обещал, что
администрация не допустит хаотичной застройки предмостной площади. Прошло несколько лет, и хаотичная
застройка ведется. Таких примеров в городе много.
Если у города нет денег на проект застройки, этот вопрос тоже можно решить. Желающие построиться на
этой площади объединяют усилия и заказывают проект сами. По сравнению со стоимостью строительства,
проектные деньги составляют два процента. Но, наверное, и городу было бы выгодно хоть частично
профинансировать эту документацию. Впрочем, это и без того входит в обязанности местных властей согласно
градостроительному кодексу.
— Но ведь генплан города разрабатывается…
— Да, работа идет, правда, не слишком гладко. Например, из плана вычеркнут пункт о выносе аэропорта за
черту города. Причем это было сделано по желанию заказчика. Нынешние городские власти говорят, нет денег,
все это утопия. Но ведь генеральный план и не подразумевает, что все пункты будут обязательно исполняться в
ближайшие годы. Он составляется на долгосрочную перспективу. Насколько я знаю, концепция плана еще
должна пройти государственную экспертизу. Пропустить нарушение всех норм она не должна. В любом случае
вычеркивать из плана вынос аэропорта просто непрофессионально.
— И все же вернемся к предстоящему приятному событию. Есть у иркутского фестиваля какая-нибудь
отличительная черта?
— Наш фестиваль — своеобразное зеркало современной архитектуры. Мы не берем со своих участников даже
вступительного взноса. Это наша сознательная политика. Мы хотим, чтобы все, кто в состоянии оформить свои
работы и привезти их к нам из других городов, сделали это. И мы не проводим отбор. Благодаря такому подходу
имеем своеобразный мониторинг, который дает наиболее полное представление о том, что происходит в
Восточной Сибири в целом.
Еще один важный момент — общение профессионалов между собой. Люди делятся опытом, в том числе и
опытом работы в новом законодательном поле. Очень интересно видеть новые технологии, уже пришедшие в
Сибирь. В конце концов, фестиваль — просто роскошь человеческого общения. Это повышает жизненный тонус,
дает стимул к развитию и импульс для творчества.